Скоморохами в Древней Руси называли музыкантов, дудочников, волынщиков, гусляров - словом, всех тех, кто промышлял пляской, песнями, шутками, фокусами. Но отношение власть имущих к ним было неоднозначным. Их приглашали на «честен пир» в боярские и купеческие хоромы - и в то же время подвергали гонениям и строго наказывали, приравнивая к татям с большой дороги.
До сих пор историки не могут точно определить этимологию слова «скоморох». По одной из версий, это производная от греческого слова skommarchos и обозначает «мастер шутки». По другой - от арабского mascara («шутка»). Самые осторожные ученые считают, что все восходит к общему индоевропейскому корню scomorsos - «музыкант, комедиант». От него же произошли названия итальянского и французского персонажей «комедии масок» - Скарамуччо и Скарамуш.
Осколки язычества
Известны на Руси скоморохи были с незапамятных времен. Еще когда Русь не была христианской, на народных праздниках и языческих игрищах они развлекали собравшихся песнями и плясками, а также принимали участие в религиозных обрядах и заклинаниях духов. Считалось, что боги и духи - как добрые, так и злые - тоже любят веселье и острое словцо.
Вполне естественно, что христианские священники буквально сразу же после крещения Руси начали активную борьбу со скоморохами. Их приравняли к волхвам и ворожеям (то есть языческим жрецам) со всеми вытекающими из этого последствиями. Сами выступления скоморохов церковь считала бесовскими игрищами, а тех, кто их посещал, подвергала наказанию - накладывала епитимью или даже не допускала к причастию.
Но в то же время скоморохов часто приглашали на праздники князья и бояре. Ведь не ратью единой были они сыты. Хотелось развлечься, посмеяться, послушать песни и то, что сейчас называется частушками, а также полюбоваться на мастерство танцоров и фокусников. Изображения пляшущих и играющих на дудках и рожках скоморохов были найдены на фресках XI века в храме Святой Софии в Киеве.
Даже некоторые былинные герои рядились в одежду скоморохов. Вспомним Садко, который, до того как стать «купцом именитым», ходил со своими гуслями по пирам и развлекал там гостей и хозяев. А один из былинных богатырей, Добрыня Никитич, явился на свадебный пир своей жены, не дождавшейся его из похода и решившей выйти за другого, переодевшись в скомороха.
Неприятие скоморошества духовными властями и, несмотря на все запреты, приглашение их ко двору бояр и князей продолжались веками. Причем даже самые строгие церковные и светские запреты не сумели до конца искоренить скоморохов как явление.
Вот, к примеру, что писалось о них в «Домострое» - литературном памятнике XVI века: «И аще начнут... смехотворение и всякое глумление или гусли, и всякое гудение, и плясание, и плескание, и всякие игры бесовские, тогда якож дым отгонит пчелы, також отыдут ангели божия от тоя трапезы и смрадные бесы предстанут».
«Приказал разбивать и уничтожать...»
Почему же духовные власти Руси так ополчились именно против скоморохов? Ведь церковь не одобряла такие чисто языческие обряды, как колядование на Рождество или хороводы и прыжки через костер в ночь на Ивана Купалу. Но к тем, кто участвовал в этих «соромных действах», священники относились все же довольно терпимо. А вот скоморохов православные иерархи проклинали и открыто называли их «слугами нечистого». И в конце концов, с светских властей все же сумели покончить с «охальниками». Просто дело было не только в пережитках язычества.
В песнях и присказках скоморохов присутствовал «глум» - насмешки над христианством, над Библией, над православными обрядами и священниками. Вот этого-то отцы духовные простить скоморохам никак не могли.
Ну а светским властям, в свою очередь, не по нутру были сатирические стишки и песенки, в которых скоморохи высмеивали сильных мира сего, зачастую с упоминанием конкретных лиц, допускавших различные злоупотребления и предававшихся низменным порокам и слабостям. А критику в те времена власть предержащие не любили так же, как и нынешние российские чиновники.
Где-то в начале XVII века за скоморохов взялись всерьез. Их начали преследовать, отбирать у них музыкальные инструменты, запрещать им появляться в той или иной местности.
А в 60-х годах того же XVII века по указу царя Алексея Михайловича скоморошество было полностью запрещено. Тех, кто несмотря ни на что продолжал заниматься запрещенным промыслом, били батогами нещадно, ссылали в медвежьи углы или заключали в монастырские темницы - там бывшие скоморохи должны были до конца жизни замаливать свои грехи.
Впрочем, несмотря на все репрессии, все же кое-что от скоморохов в русской народной традиции осталось. Это актеры, выступавшие на Масленицу с кукольным театром, раешники, вожаки с дрессированными медведями. В наше время скоморошество пытаются возродить некоторые фольклорные группы, но уже скорее просто как элемент русской народной культуры.
Свое самое известное кончерто гроссо - № 1 (из шести) , для двух скрипок, клавесина, препарированного (подготовленного) фортепиано и струнного оркестра (соч. 1977 г. ) - альфред шнитке посвятил скрипачам гидону кремеру, татьяне гринденко и дирижёру саулюсу сондецкису. это посвящение - в партитуре, изданной в 1979 году издательством "советский композитор" (москва) . [жанр кончерто гроссо ("большой концерт" по-итальянски) - концерта с оркестром, в котором солирует не один инструмент, а группа солистов, - появился еще в эпоху барокко и после периода забвения возродился в xx веке интересу композиторов к стилизации музыки прошлых эпох (неоклассицизм) и смешению стилей (полистилистика).]
Интересная статья. прочтите: аспекты демифологизации в увертюре-фантазии п. и. чайковского "ромео и джульетта" татьяна дегтярёва «ромео и джульетта» п. и. чайковского – единственное сочинение, написанное по трагедии шекспира в жанре «чистой» симфонической музыки. уже эта особенность произведения наводит на мысль о том, что чайковский в большей степени, чем другие композиторы, отрывается от первоисточника. в противовес данному тезису, увертюра-фантазия обычно трактуется однозначно, исходя из её программы. как правило, во внимание берется создания «ромео и джульетты». сюжет нового симфонического произведения был подсказан м. а. в 1869 году. перед ним же петр ильич «отчитывался» в письмах о работе над сочинением. «увертюра моя продвигается довольно быстро, уже большая часть в проекте сочинена и, если ничто мне не помешает, надеюсь, что месяца через 1 ½ она будет готова. не малая доля из того, что вы велели мне сделать, исполнена согласно вашим указаниям. во-первых, планировка ваша: интродукция, изображающая патера, драка – allegro и любовь – вторая тема. а во-вторых, модуляции ваши: интродукция в е-dur, allegro в h-moll и вторая тема в des-dur.» (4, 341) письмо датируется 28 октября 1869 года и касается работы композитора над первой редакцией увертюры-фантазии, после чего она неоднократно переделывалась. первая версия создана в 1870 году, а спустя десять лет «ромео и джульетта» была в окончательный вид. стоит отметить, что прохладно встреченная «ромео и джульетта», о которой писал чайковский в письмах , и ее окончательная редакция, принесшая произведению мировую известность, - совершенно разные варианты увертюры-фантазии. неизменными от первоначальной версии «ромео и джульетты» остались экспозиция и реприза с темами «вражды» и «любви». интродукция (еще во второй редакции) и кода были сочинены заново, а раздел разработки был существенно переделан. но, тем не менее, чаще всего увертюра-фантазия понимается как произведение, прежде всего, запечатлевшее шекспировскую трагедию. и в этом, конечно, сыграла свою роль одна из особенностей человеческого восприятия музыки, заключающаяся в стремлении находить в совершающихся в музыке событиях аналогии в культуре прошлого, в данном случае, с сюжетом шекспировской трагедии. тем более, структура сонатной формы увертюры-фантазии необычайно близка к нормам строения драмы: завязка – развитие конфликта – развязка. при определении типа программности «ромео и джульетты» исследователи сталкиваются с проблемой неоднозначности и определяют его, как обобщенный с элементами сюжетности. и также констатируется, что роль детального отражения сюжета в музыке возрастает во второй половине произведения. в этом плане показателен анализ разделов побочной партии в экспозиции и репризе. в. п. бобровский, рассматривая оба проведения темы побочной партии, связывает их различие с соответствием разным этапам развития сюжета. экспозиция отвечает начальному этапу трагедии, когда молодые герои переживают счастливые минуты своего чувства в полном отрыве от окружающей действительности. реприза отсылает к последним страницам «ромео и джульетты», где влюбленные уже полностью вовлечены в вихрь трагических событий. различие двух ситуаций проявляется в следующем. исходная установка произведения связана с ориентацией на логику мифа, но в дальнейшем развитии начинают обостряться признаки сюжетности. как это происходит? отвечая на поставленный вопрос, обратимся вначале к механизму мифологического устройства. первый важнейший мифологический признак – цикличность, которая в свою очередь, основывается на мифологеме генеральной оппозиции. в «ромео и джульетте» такой оппозицией является контраст главной и побочной партии, (если следовать программному замыслу – темы «вражды
До сих пор историки не могут точно определить этимологию слова «скоморох». По одной из версий, это производная от греческого слова skommarchos и обозначает «мастер шутки». По другой - от арабского mascara («шутка»). Самые осторожные ученые считают, что все восходит к общему индоевропейскому корню scomorsos - «музыкант, комедиант». От него же произошли названия итальянского и французского персонажей «комедии масок» - Скарамуччо и Скарамуш.
Осколки язычества
Известны на Руси скоморохи были с незапамятных времен. Еще когда Русь не была христианской, на народных праздниках и языческих игрищах они развлекали собравшихся песнями и плясками, а также принимали участие в религиозных обрядах и заклинаниях духов. Считалось, что боги и духи - как добрые, так и злые - тоже любят веселье и острое словцо.
Вполне естественно, что христианские священники буквально сразу же после крещения Руси начали активную борьбу со скоморохами. Их приравняли к волхвам и ворожеям (то есть языческим жрецам) со всеми вытекающими из этого последствиями. Сами выступления скоморохов церковь считала бесовскими игрищами, а тех, кто их посещал, подвергала наказанию - накладывала епитимью или даже не допускала к причастию.
Но в то же время скоморохов часто приглашали на праздники князья и бояре. Ведь не ратью единой были они сыты. Хотелось развлечься, посмеяться, послушать песни и то, что сейчас называется частушками, а также полюбоваться на мастерство танцоров и фокусников. Изображения пляшущих и играющих на дудках и рожках скоморохов были найдены на фресках XI века в храме Святой Софии в Киеве.
Даже некоторые былинные герои рядились в одежду скоморохов. Вспомним Садко, который, до того как стать «купцом именитым», ходил со своими гуслями по пирам и развлекал там гостей и хозяев. А один из былинных богатырей, Добрыня Никитич, явился на свадебный пир своей жены, не дождавшейся его из похода и решившей выйти за другого, переодевшись в скомороха.
Неприятие скоморошества духовными властями и, несмотря на все запреты, приглашение их ко двору бояр и князей продолжались веками. Причем даже самые строгие церковные и светские запреты не сумели до конца искоренить скоморохов как явление.
Вот, к примеру, что писалось о них в «Домострое» - литературном памятнике XVI века: «И аще начнут... смехотворение и всякое глумление или гусли, и всякое гудение, и плясание, и плескание, и всякие игры бесовские, тогда якож дым отгонит пчелы, також отыдут ангели божия от тоя трапезы и смрадные бесы предстанут».
«Приказал разбивать и уничтожать...»
Почему же духовные власти Руси так ополчились именно против скоморохов? Ведь церковь не одобряла такие чисто языческие обряды, как колядование на Рождество или хороводы и прыжки через костер в ночь на Ивана Купалу. Но к тем, кто участвовал в этих «соромных действах», священники относились все же довольно терпимо. А вот скоморохов православные иерархи проклинали и открыто называли их «слугами нечистого». И в конце концов, с светских властей все же сумели покончить с «охальниками». Просто дело было не только в пережитках язычества.
В песнях и присказках скоморохов присутствовал «глум» - насмешки над христианством, над Библией, над православными обрядами и священниками. Вот этого-то отцы духовные простить скоморохам никак не могли.
Ну а светским властям, в свою очередь, не по нутру были сатирические стишки и песенки, в которых скоморохи высмеивали сильных мира сего, зачастую с упоминанием конкретных лиц, допускавших различные злоупотребления и предававшихся низменным порокам и слабостям. А критику в те времена власть предержащие не любили так же, как и нынешние российские чиновники.
Где-то в начале XVII века за скоморохов взялись всерьез. Их начали преследовать, отбирать у них музыкальные инструменты, запрещать им появляться в той или иной местности.
А в 60-х годах того же XVII века по указу царя Алексея Михайловича скоморошество было полностью запрещено. Тех, кто несмотря ни на что продолжал заниматься запрещенным промыслом, били батогами нещадно, ссылали в медвежьи углы или заключали в монастырские темницы - там бывшие скоморохи должны были до конца жизни замаливать свои грехи.
Впрочем, несмотря на все репрессии, все же кое-что от скоморохов в русской народной традиции осталось. Это актеры, выступавшие на Масленицу с кукольным театром, раешники, вожаки с дрессированными медведями. В наше время скоморошество пытаются возродить некоторые фольклорные группы, но уже скорее просто как элемент русской народной культуры.