1. Написана в стиле испанского танца сарабанда. Низкий регистр, минорный лад придаёт ей мрачную, зловещую окраску
2. В начале экспозиции можно услышать те интонации вступления, которые были во вступлении. Характер при этом может измениться как угодно - это зависит от замысла автора.
3. В УВЕРТЮРЕ БЕТХОВЕНА 3 ЧАСТИ. В 1 ЧАСТИ - ИЗЛАГАЮТСЯ И ПРОТИВОПОСТАВЛЯЮТСЯ КОНТРАСТНЫЕ ОБРАЗЫ; ОБРАЗ ИСПАРСКОГО ВЛАДЫЧЕСТВА И ОБРАЗ СТРАДАНИЯ НАРОДА; ВО2 ЧАСТИ - РАЗРАБОТКА И РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВ, В 3 -ЕЙ - ИТОГ ПРОТИВОБОРСТВА ТЕМ..
В КОНЦЕ РАЗРАБОТКИ(Т.Е.2 ЧАСТИ) , КОГДА ПРОИСХОДИТ НАГНЕТАНИЕ МУЗЫКИ, НАРАСТАНИЕ НАПРЯЖЕНИЯ, МЫ СЛЫШИМ, КАК ТУТТИ ВСЕГО ОРКЕСТРА ИСПОЛНЯЮТ 2 МОЩНЫХ УДАРА - И ВДРУГ - ТИШИНА , ВСЕ ЗАМЕРЛО НА НЕСКОЛЬКО СЕКУНД, ПОСЛЕ ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ ТРЕМИТЕЛЬНАЯ 3 ЧАСТЬ. ТАК ВОТ - 2 УДАРА -ЭТО МОМЕНТ КАЗНИ ЭГМОНТА -ЕМУ ОТРУБИЛИ ГОЛОВУ.
4. Cостав оркестра: 2 флейты, флейта-пикколо, 2 гобоя, 2 кларнета, 2 фагота, 4 валторны, 2 трубы, литавры, струнные.
Струнные, гобой и кларнет, от фагота, к скрипкам. Скрипки и деревянные духовые. Виолончели. Перекличка духовых, и струнных. Деревянные духовые. Медные духовые и флейта-пикколо.
200-летнюю годовщину смерти Гайдна широко отмечают во всем мире. Австрия была лишь частью грандиозного классического представления, состоящего из 21 действия, которое охватило весь мир. Папа римский Бенедикт XVI, любитель Моцарта, отслужил воскресную мессу в базилике Святого Петра, во время которой исполнялась гайдновская "Harmoniemesse". Важность события подчёркивалась тем, что исполнителем был не обычный Ватиканский хор, а великолепно-ошеломляющий Кёльнский Камерный оркестр и хор из Кёльна. Сам опытный пианист, Бенедикт XVI в своей проповеди охарактеризовал Йозефа Гайдна как "великого музыканта", а его "Harmoniemesse" назвал "возвышенной симфонией к Божественной славе".
Но Гайдн более, чем великолепный. У него и его музыки также была тёплая, юмористическая сторона. Его "патрон", принц Николай Эстерхази, имел привычку подрёмывать на концертах, и Гайдн поместил неожиданно громкий аккорд в свою "Неожиданную симфонию", чтобы вернуть принца из его мечтаний. Или "Прощальная симфония" - Гайдн сделал её заканчивающейся последовательно уменьшающимися инструментальными частями, и на премьере музыканты уходили со сцены один за другим, пока только Гайдн не остался стоять в одиночестве. Сделано это было ради того, чтобы принц Эстерхази обратил внимание, что музыканты нуждаются в отпуске.
Любитель вина, Гайдн настоял, чтобы часть его ежегодной зарплаты была выплачена этим напитком. Он поклонялся женщинам, за исключением своей жены, которая имела обыкновение использовать бумагу для партитуры как бигуди для волос. Гайдн был наставником Моцарта, и Моцарт свободно использовал элементы музыки старшего композитора в своих работах.
И несмотря на свою относительную безвестность в наше время, в своё время он был великим.