Альфред Гарриевич Шнитке — советский и немецкий композитор, педагог и музыковед. Он работал в жанрах академической музыки и киномузыки. В своем творчестве композитор обращался к стилям предыдущих эпох. Так, часть его музыки написана в стиле необарокко (само барокко появилось в XVII веке). "Сюита в старинном стиле" — образец его мастерства стилизатора. Музыка как бы переносит слушателя далеко в где царили балы, играли камерные оркестры, а все ходили в красивых роскошных костюмах и париках. Также 2 номера ("Менуэт" и "Фуга") представляют два наиболее популярных в те времена жанра. Еще одно произведение - "Concerto Grosso" - дань памяти и уважения величайшим композиторам эпохи барокко: Арканджело Корелли, Франческо Джеминиани, Пьетро Локателли, Антонио Вивальди, Георг Фридрих Гендель и Иоганн Себастьян Бах. Примечательно, что во многих произведениях Шнитке использует клавесин - струнно-щипковый инструмент, получивший наибольшее распространение в эпоху Барокко.
"Кикимора" (народное сказание для оркестра) Кикимора-это злой дух, нечистая сила в женском обличье, чаще всего в народных преданиях встречается кикимора болотная - злое, коварное, привередливое существо, созданное воображением русского человека. Литературной основой "Кикиморы" А. К. Лядова стало одно из сказаний русского народа, записанное фольклористом-собирателем Сахаровым. Именно его текстом композитор открывает партитуру произведения. Народное сказание о Кикиморе. Живёт, растёт Кикимора у кудесника в каменных горах. От утра до вечера тешит Кикимору Кот-Баюн, говорит сказки заморские. С вечера до бела света качают Кикимору во хрустальной колыбельке. Ровно через семь лет вырастает Кикимора. Тонёшенька, чернёшенька та Кикимора, а голова- то у неё малым-малёшенька, со наперсточек, а туловище не спознать с соломинкой. Стучит, гремит Кикимора от утра до вечера; свистит, шипит Кикимора со вечера до полуночи; со полуночи до бела света прядёт кудель конопельную, сучит пряжу пеньковую, снуёт основу шёлковую. Зло держит на уме Кикимора на весь люд честной. Анализ произведения. Это программное произведение. Медленный, неторопливо разворачивающийся первый раздел музыки рисует не только место действия - волшебное царство Кудесника, "хрустальную колыбельку" (звонко и бесстрастно звучит челеста), в которой качают Кикимору, но и облик самой Кикиморы ( звучит нежная колыбельная, и вдруг раздаются беспокойные выкрики флейт и гобоев, затем вновь тема колыбельной ( её мягко поёт английский рожок- деревянный духовой инструмент типа гобоя) и вновь её прерывает резкий выкрик деревянных духовых. Быстрый второй раздел начинается с темы Кикиморы. Её суетливый бег не прекращается до конца пьесы ( скачущий ритм, колючие акценты, резкие, угловатые мелодические фразы). Всё это создаёт образ маленького злобного существа, пронырливого и едкого. Необычно окончание этой оркестровой пьесы - противопоставление звучания крайних регистров, когда еле слышному пиццикато контрабасов отвечает сухой, визгливый форшлаг флейты-пикколо. Может это неожиданно исчезает из виду наш сказочный герой- Кикимора?
Оба вальса из балета Чайковского "Щелкунчик". Первый вальс рисует картину тревожного ночного леса. Главная тема вальса часто мелькает. Опевание нот, небольшие интервалы создают эффект кружения. В середине вальса настроение меняется. Сумрак тревожной ночи рассеивается и звучит светлое пение детских голосов. Второй вальс - это кульминация праздника. Начинаясь с таинственных переливов арфы, музыка создать волнение, начинаешь ждать чуда. Так же как и в первом произведении, в "Вальсе цветов" в середине настроение меняется.Музыка здесь лиричная, певучая, светлая, безмятежная. Звук тонкий, как кружево инея на окнах. Но финал бурно праздничный. Большая роль отдана духовым инструментам. Они добавляют "Вальсу цветов" пышности, торжественности. Оба вальса обладают яркой картинностью.
В своем творчестве композитор обращался к стилям предыдущих эпох. Так, часть его музыки написана в стиле необарокко (само барокко появилось в XVII веке). "Сюита в старинном стиле" — образец его мастерства стилизатора. Музыка как бы переносит слушателя далеко в где царили балы, играли камерные оркестры, а все ходили в красивых роскошных костюмах и париках. Также 2 номера ("Менуэт" и "Фуга") представляют два наиболее популярных в те времена жанра.
Еще одно произведение - "Concerto Grosso" - дань памяти и уважения величайшим композиторам эпохи барокко: Арканджело Корелли, Франческо Джеминиани, Пьетро Локателли, Антонио Вивальди, Георг Фридрих Гендель и Иоганн Себастьян Бах.
Примечательно, что во многих произведениях Шнитке использует клавесин - струнно-щипковый инструмент, получивший наибольшее распространение в эпоху Барокко.