Многим людям, не имеющим отношения к музыке, кажется, что музыкантом быть совершенно не сложно, но на самом деле это колоссальный труд. Настоящий музыкант — это не тот музыкант, который занимается музыкой только когда на это есть время, и когда захочется, а тот, для которого музыка — это работа, ежедневная, систематическая, упорная. Только в этом случае можно добиться успеха. В настоящее время многие люди взяв в руки инструмент думают, что они автоматически стали музыкантами, элементарно не зная, что перед игрой нужно хотя бы настроить инструмент. Понятие «современный музыкант» не существует, т.к. «музыкант» это понятие вне времени и стилей. Формулы успеха нет, поскольку это не математика, где сложив 2+2 можно гарантировано получить 4. Понятие успеха включает в себя настолько много переменных, что вывести четкую закономерность пока что никому не удалось, хотя некоторые так думают.
В кантате 7 частей: «Русь под игом монгольским». «Песня об Александре Невском». «Крестоносцы во Пскове». «Вставайте, люди русские». «Ледовое побоище». «Мёртвое поле». «Въезд Александра во Псков».
«Песня об А. Невском». Часть похожа на фреску древнего русского живописца, запечатлевшего воина сурового и преданного Родине. В песне говорится о победе русских над шведами и даётся предостережение: «Кто придёт на Русь, будет насмерть бит». Основная мелодия («А и было дело на Неве реке») -повествовательная, размеренная. Здесь нет привычных для русских песен распевов. Почти каждый слог произносится на один звук.
«Вставайте, люди русские». Это хоровая песня совершенно иного характера. Не рассказ о минувших событиях, а призыв к бою за русскую землю. С давних пор на Руси существовал обычай -возвещать о важных событиях ударами набатного колокола. Оркестровое вступление к хору имитирует тревожные и грозные колокольные звучания, которые сопровождают потом пение хора в первой части. В мелодии, в её настойчиво повторяющихся энергичных интонациях слышатся боевые кличи, призывы. Ритм марша подчёркивает героический характер музыки. Во второй части появляется новая тема - певучая, привольная, светлая («На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу»).
«Мёртвое поле». Образ лирический и скорбный. Здесь поёт один только женский голос в сопровождении оркестра. В фильме эта музыка связана с таким эпизодом: после Ледового побоища, закончившегося победой дружины А. Невского, девушка-невеста ищет своего жениха среди русских воинов, павших на поле боя. Образ символический - Родина оплакивает своих сыновей. Интонации плача, идущие от русских народных причетов, слышатся в музыке Прокофьева. Горестная попевка звучит в самом начале, во вступлении, которое играют скрипки. Вокальная мелодия замечательна сочетанием напряженной выразительности и сдержанности. Мелодия глубоко печальна, но движение её ровно и строго.
форте-громко,пиано-тихо.
Четыре промежуточных термина:
Меццо-пиано -умеренно тихо.
Пианиссимо-очень тихо.
Меццо-форте-умеренно громко.
Фортиссимо-очень громко.