«Расцвет творческих сил»
В апреле 1894 года Римский-Корсаков решил написать оперу «Ночь перед Рождеством».
Шестая опера композитора - "Садко". Второй раз Римский-Корсаков обратился к данному сюжету. Премьера оперы состоялась 26 декабря 1897 года в Частной опере С. И. Мамонтова. С Мамонтовской труппой связано много постановок опер Римского–Корсакова. В конце XIX веке, начале XX века в Мамонтовской труппе были сосредоточены самые сильные артисты этого жанра.
Конец 90–ых годов является периодом рассвета романсного творчества Н. А. Римского – Корсакова.
К 1897 году относится создание «камерной» оперы «Моцарт и Сальери» на одноименный сюжет пьесы А. С. Пушкина. В 1898 году Римский-Корсаков принялся за написание пролога к «Псковитянке» - «Боярыня Вера Шелога».
В этом принимается за одну из знаменитых и любимых своих опер - «Царскую Невесту». В ее основу легла одноименная драма Л. А. Мея. В опере Николай Андреевич продолжает использовать мелодии народного склада взятые из его сборников Русских Народных песен. Премьера состоялась 22 октября 1899 года в Русской Частной опере.
В 1899 году композитор принимается к созданию новой сказочной оперы– «Сказка о царе Салтане» на одноименный сюжет сказки А. С. Пушкина.
В начале девятисотых годов у Римского – Корсакова появляется идея написать оперу «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». К работе над «Сказанием» композитор приступил только в 1904 году. В период между «Салтаном» и «Сказанием» написано три оперы – «Сервилия», «Пан воевода» и «Кащей бессмертный».
«Кащей бессмертный» является новой страницей в оперном творчестве Римского-Корсакова. Здесь композитор использует новые приемы в гармонии и оркестровке.
«Сказание о Невидимом Граде Китеже и деве Февронии» одна из самых известных и загадочных опер Римского-Корсакова. До сих пор некоторые исследователи ищут ключ к разгадке этой оперы.
В 1905 году в разгар Первой Русской революции Римский-Корсаков встал на сторону бастующих. 10 февраля 1905 года началась забастовка учащихся Петербургской консерватории. Николай Андреевич поддержал решение о временном закрытии консерватории.
В октябре 1906 года Римский-Корсаков решает написать оперу на сюжет сказки Пушкина «Золотой петушок». Опера «Золотой петушок» последняя совместная работа либреттиста Владимира Бельского и Римского-Корсакова. В оперу вошли политические намеки, связанные с эпохой написания оперы. «Золотой петушок» - смелое и гневное обличие царизма средствами музыки. Премьера оперы состоялась уже после смерти композитора в 1909 году. «Золотой Петушок» последнее произведение Николая Андреевича.
В этом году Николай Андреевич заканчивает свой многолетний творческий труд – «Летопись моей музыкальной жизни». Последняя запись в ней датирована зимой 1906 года.
Весной 1908 года произошло резкое ухудшение здоровья Николая Андреевича. Летом семья Римского-Корсакова переехала в Любенск. 8 июня Римский-Корсаков умер от приступа стенокардии. 10 июня состоялось погребение на Новодевичьем кладбище в Петербурге. В 1937 году могила Римского-Корсакова была перенесена в пантеон-некрополь Александро-Невской лавры.
Различия: между музыкой и изобразительным искусством в том, что в первом случае мы используем слух, а во втором - зрение.
Сходства: можно назвать то, что после прослушивания музыки и ознакомлением с творениями изобразительного искусства в мыслях возникают: образы, чувства, ассоциации с чем-либо. Например, когда звучит гимн в душе появляется чувство гордости и патриотизма. А если смотреть на картины известных художников, то можно представить как жили наши предки. Также и в музыке, и в изобразительным искусстве можно выделить собственный стиль автора.
Весной 1951 года Марку Самойловичу позвонили из московского Театра имени Станиславского: – Мы сейчас готовим к постановке пьесу драматурга Девятова «В Лебяжьем», – раздалось в телефонной трубке. – Музыку к спектаклю пишет композитор Мокроусов. Не напишете ли вы стихи для грустной осенней песни? «Само имя Бориса Мокроусова звучало для меня музыкой, песней, поэзией, – начал свой рассказ Лисянский.
Марк Лисянский
– Его песни были у всех на слуху. Нетрудно догадаться, что, услышав это имя, я сразу же согласился написать «грустную осеннюю песню», как меня об этом просили, и в тот же день мы условились встретиться с композитором у него дома.
Аркадий Райкин — Осенние листья
Жил он где-то на Фрунзенской набережной в одной комнате вместе с женой, ее матерью и крохотным сыном. Дверь мне открыл красивый широкоплечий голубоглазый человек в белой рубашке с лихо распахнутым воротом. Что-то в нем было волжское, бурлацкое, разинское. Ничего от знаменитости.
Открытый теплый взгляд, добрая улыбка и Я вас уже жду…» Мокроусов сел за рояль, начал импровизировать, напевая какие-то слова, не имеющие никакого отношения к осени. Он играл и посматривал на меня. А я не столько слушал музыку, сколько любовался им. Он это заметил.
Алла Иошпе и Стахан Рахимов — Осенние листья
– Мне показалось, что вы меня не слушаете. Наша осенняя песня должна быть грустной, но не тоскливой. У человека хорошо на душе. Ему есть что вспомнить. Мы (я – в музыке, вы – в стихах) изобразим встречу со своей старой любовью. Это не только об осени. Это о человеческой судьбе. Это о жизни… Борис Андреевич стал снова играть.
Все, что он только что сказал, я почуял в мелодии, которую он несколько раз повторил. В душе звучала музыка, четко обозначился ритм. И я произнес: «Осенние листья шумят в саду…» Мокроусов обрадовался: – Очень хорошо! Но мне нужен простор. Надо удлинить строку. Чуть удлинить.
Он повторил: «Осенние листья шумят в саду…», начал играть, растягивая по слогам слова. И вдруг лицо его озарилось. Он пропел: «Осенние листья шумят и шумят в саду…» – Готова первая и главная строка песни! – сказал он. – Остальные строчки за вами… Вторая строка должна быть такого же размера. Только сочините очень простые слова. Чтоб их могли петь все.
Алла Пугачёва — Осенние листья
На второй день я принес готовое стихотворение. Не успел его прочитать, как Мокроусов заявил: – А я уже сочинил музыку, – и улыбнулся. – Послушайте… Он начал, напевая, играть, в некоторых местах поднимая глаза на нотный лист, лежащий перед ним на пюпитре. Мокроусов дважды повторил: «Осенние листья шумят и шумят в саду…» А потом он пропел какой-то довесок в три коротких строки из случайных слов.
Борис Мокроусов
Я легко представил осенний пожелтевший и поредевший сад и далеко видную тропинку, по которой иду с любимой женщиной. Но меня смутили три повисшие и зарифмованные между собой строки. В них не было ничего общего с тем, что я уже сочинил.
– Писать под готовую музыку – это худо, – сказал я. – Худо дело… – Наоборот, – возразил Борис Андреевич. – Почему-то считают: писать стихи под музыку – порочный метод. Получается: композитор, вчитываясь в стихи, может сочинить музыку, а поэт, вслушиваясь в музыку, не может написать стихи в определенном ритме.
– Может, конечно, может, – воскликнул я. – Но тут уж не до поэзии.
Иосиф Кобзон — Осенние листья
К сожалению, у нас много песен, написанных подобным И хорошая музыка частенько несет так называемый текст, не имеющий никакого отношения к поэзии. Только благодаря музыке такие песни и поют, и слушают.
– Согласен. Подобных песен уйма.
Потому что пишут стихи не поэты, а бесталанные стихотворцы-ремесленники. Я сочиняю, как правило, музыку, а потом найти поэта слова к ней. Собственно, вы уже сочинили основные строки нашей будущей песни: Осенние листья шумят и шумят в саду, Знакомой тропою я рядом с тобой иду… Готовые первые две строчки и в каждом куплете.
Значит, остается дописать в трех куплетах три коротких строки. Сумеете? Я дописал по три строки к имеющимся двустишьям. Получилось стихотворение довольно странного ритмического рисунка, которое, можно сейчас признаться, самому мне не очень нравилось. Но оно понравилось композитору. Да и я, слушая стихи вместе с музыкой, смирился».
Так появилась песня «Осенние листья», которая вскоре после премьеры «В Лебяжьем» покинула стены театра и стала путешествовать по белу свету.
Многим она запомнилась в исполнении Аркадия Райкина, а сегодняшним молодым ее открыла проникновенным исполнением Алла Пугачева. Так что жить ей и жить еще долгие годы.