В музыке П. И. Чайковского тонкий лиризм и задушевность, страстность, а иногда и трагедийность сочетаются с правдивостью выражения, простотой и доступностью музыкального языка. Вся глубина идейного замысла и богатство переживаний направлены на эмоциональное восприятие, которые свойственны всем людям. Настоящая музыка не нуждается в переводе, она идёт от сердца к сердцу. Правдивое раскрытие душевных переживаний - суть его музыки. При остром трагизме мироощущения важнейшей чертой Чайковского является гармоническое, оптимистическое восприятие жизни. «Прекрасное - есть жизнь» - принцип Чайковского.
Мой любимый русский композитор – Пётр Ильич Чайковский. И исходя уже из первого моего предложения, я думаю можно понять как я отношусь к нему и его творчеству. В этом году исполняется 175 лет со дня его рождения. Почему именно Пётр Ильич? Да потому, что он принадлежит к числу тех людей, имя которых не меркнет в веках. А ещё потому, что в его произведениях раскрывается очарование неброской красоты нашей русской природы.
П. И. Чайковский был замечательнейшим дирижёром и отличным педагогом. Он оставил после себя десять опер, семьдесят шесть опусов, три балета, семь симфоний и четыре сюиты. Всемирную славу ему принесли балеты «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица», оперы «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Орлеанская дева» и другие.
В таких городах, как Гомель, Чайковский, Клин, Москва, Воткинск, Алапаевск, Боржоми, Санкт-Петербург, Владимир, Симферополь можно увидеть памятник Петру Ильичу. С этими городами связана биография великого музыканта. Например, в Клину, небольшом подмосковном городке, Петр Ильич провел последние годы жизни. Знаменитый дом, в котором он жил, является сейчас Государственным Домом-музеем П. И. Чайковского. А вот город Петербург очень много значил для композитора, гораздо больше Москвы или любого другого города. Здесь существует много памятных мест, связанных с именем Петра Чайковского: Училище Правоведения и Петербургская консерватория, которые он успешно окончил. Похоронен он тоже в Петербурге в Александро-Невской лавре.
О Петре Ильиче Чайковском написано немало. Это не только музыкальная литература, но и художественная. Им восхищались и восхищаются до сих пор, ему посвящали и посвящают свои произведения люди, околдованные чудесными звуками музыки, которая является классикой и не забудется никогда.
«Молодой, с миловидными, почти красивыми чертами и глубоким взглядом красивых темных глаз, с пышными небрежно зачесанными волосами, с чудной русой бородкой». «В обращении с учениками Петр Ильич был удивительно мягок, деликатен и терпелив…Изложения Чайковского, его замечания и поправки были замечательно ясны, сжаты и удобопонятны…Различные правила он любил иллюстрировать ссылками на Глинку и Моцарта. Как учитель он был симпатичным, дельным и добросовестным». Таким остался он в памяти своих учеников.
Петр Ильич Чайковский очень сильно любил природу, и она любила его. Он говорил: “Я еще не встречал человека, более меня влюбленного в матушку Русь… Я страстно люблю русского человека, русскую речь, русский склад ума, русскую красоту лиц, русские обычаи”. В этот перечень также входит и русская природа, которую он любил “больше всякой другой”.
С самых юных лет Чайковскому красоты природы доставляли огромные удовольствия, несравнимые даже с занятиями музыкой. Чайковский обладал в каждом листке и цветке видеть и понимать что-то недосягаемо прекрасное, покоющее, мирящее, дающее жажду жизни”. (Дневник Чайковского 1886 года). Любимым цветком Петра Ильича Чайковского был ландыш. Ему он посвятил своё стихотворение:
Ах, ландыш, отчего так радуешь ты взоры!
Другие есть цветы, роскошней и пышней,
И ярче краски в них, и веселей узоры, —
Но прелести в них нет таинственной твоей…
(«Ландыш» П. Чайковский. )
Поселившись в Клину, композитор высадил ландыши в парке, примыкавшем к дому. И теперь весной они встречают всех, кто приходит в дом-музей.
Мне очень нравится знаменитое произведение Чайковского “Времена года”, которое он написал, наполненный особых сил и впечатлений, которые возникали во время прогулок по природе в разных частях страны, в разные времена года. Произведение композитор писал ровно год, поэтому передал образ каждого месяца очень четко и своеобразно.
Каждый раз, слушая музыку П. И. Чайковского, убеждаешься, что этот человек играет не на инструменте, а на струнах души! Та преданность делу, любовь к нему, вдохновение, переполнявшие душу Чайковского, когда он писал свои произведения, невольно передаются нам, слушателям. Оперы Чайковского – это воплощение сильных человеческих чувств и переживаний. Его любят не только у нас в России, но и за рубежом. Я очень горжусь тем, что этот загадочный, известный и любимый композитор во всем мире - наш соотечественник!
1. Моцарта считали ребенком-вундеркиндом. К примеру, в Лондоне малолетний Моцарт был объектом научных исследований, а в Голландии, где во время постов строго изгонялась музыка, для него было сделано исключение, так как в его необычайном даровании духовенство усматривало Божий перст.
2. Чудо-ребенок с раннего возраста разъезжал с отцом по концертам и удивлял публику. Чтобы выступления были более зрелищными, отец завязывал Моцарту глаза, перед тем как тот начинал играть на клавире. Также платном накрывали и клавиатуру. Однако это не мешало одаренному ребенку развлекать музыкой великосветскую публику.
3. На одном из концертов Моцарта-ребенка на сцену выбежала кошка. Когда мальчик увидел животное, он с восторгом бросился к нему, забыв о зрителях и о том, что он играет концерт. Рассерженный отец призывал сына вернуться к инструменту. На что мальчик отвечал, что клавесин никуда не денется, а вот кошка может убежать.
4. Всем известно, что первую свою музыкальную композицию Моцарт написал в шесть лет. А к семнадцати годам среди произведений уже известного музыканта насчитывались 4 оперы, несколько духовных сочинений, 13 симфоний, 24 сонаты, не говоря о массе более мелких композиций.
5. Однажды 17-летний Моцарт давал концерты во Франфкурте-на-Майне. После одного из выступлений к нему подошел 14-летний мальчик и сказал, как тот замечательно играет, и что ему самому так играть никогда не научиться. На это композитор ответил, что играть — это же так просто. Еще Моцарт спросил у мальчика, пробовал ли он записывать музыку, которая приходит ему в голову. Мальчик сказал, что ему в голову приходят только стихи и что их писать — вот это на самом деле легко. Собеседником Моцарта был юный Гете.