О чем рассказывает его музыка? О людях, об их радостях и горестях, об их любви, об их жизни. Вот почему его музыка по-настоящему национальна...
Д. Шостакович.
Американский композитор, пианист. В музыкальном стиле Гершвина органически сочетаются черты импровизации, джаза, элементы афро-американского фольклора, американской эстрадной музыки и различных форм европейской музыки, в том числе фортепьянного стиля Ф. Листа и С.В. Рахманинова (в «Рапсодия в блюзовых тонах»), французского импрессионизма, веризма, балладной оперы. В музыкально-сценических сочинениях (опереттах, ревю, мюзиклах) нередко обращался к злободневным общественно-политическим темам. Гершвин - виднейший представитель симфонического джаза. Особенности его стиля - сочетание традиций джаза с формами европейской музыкальной классики - оперной, симфонической, концертной. Творчество Гершвина отличается оригинальностью, несмотря на заметные различные влияния (в «Рапсодия в блюзовых тонах» - виртуозность фортепианного стиля Ф. Листа и С.В. Рахманинова, в фортепианном концерте - традиции французских импрессионистов). Музыкальный язык Гершвина отличается непосредственностью, красочностью, острым юмором. Большое место в его творчестве занимают мюзиклы. В духе гротеска написаны им симфонические сюиты. Популярность приобрели его эстрадные песни.
В 1924 г. состоялось исполнение одного из лучших сочинений композитора Джоджа Гершвина «Рапсодии в стиле блюз» для фортепиано и симфонического оркестра. Партию рояля исполнял автор. Новое произведение вызвало большой интерес американской музыкальной общественности. На премьере «Рапсодии с огромным успехом, присутствовали С. Рахманинов, Ф. Крейслер, Я. Хейфец, Л. Стоковский и др.
Однажды Гершвин случайно прочитал в газете, что по заказу Уайтмена работает над джазовым концертом, хотя на самом деле даже не собирался писать подобное произведение. Решив, что это ошибка, он позвонил своему «шефу» и выяснил, что тот действительно внес еще несуществующее сочинение в программу предстоящего концерта, где авторитетные музыкальные критики на основе должны были ответить на животрепещущий во что есть американская музыка?». Гершвину не оставалось ничего, кроме как согласиться. Так родилась «Рапсодия в стиле блюз» («Rhapsody in Blue»), в названии которой обыгрываются два значения английского слова «Ыuе» лирическая песня (блюз) и голубой цвет.
Рапсодия выявила яркость и оригинальность композиторского дарования Гершвина. В его музыке воплотилась самобытная красота раннего джаза – его бьющая через край темпераментность, свободная импровизационность, тесная связь с афро- американским фольклором, синкопированные ритмы, необычное блюзовое интонирование.
Прежде чем разбирать музыкальное произведение, попытаюсь дать определения таким понятиям которые непосредственно связаны с рождением рапсодии, это: Джаз (англ. jazz) — форма музыкального искусства, возникшая в конце XIX — начале XX века в США в результате синтеза африканской и европейской культур и получившая впоследствии повсеместное рас Характерными чертами музыкального языка джаза изначально стали импровизация, изощрённый ритм, основанный на синкопированных фигурах и уникальный комплекс приёмов исполнения ритмической фактуры.
Импровизация (фр. improvisation, итал. improvvisazione, от лат. improvisus — неожиданный, внезапный) — произведение искусства, которое создаётся во время процесса исполнения, либо собственно процесс его создания. Импровизации создаются во многих видах художественного творчества: в поэзии, музыке, танце, театре и др. Истоками импровизации является народное творчество. К импровизации относят жанр экспромта.
Афроамериканская музыка (англ. Afro-American music) — американская народная музыка, возникшая от смешения элементов африканской и европейской музыкальных культур и сформировавшаяся условно за период XVI—XIX вв. Жанровые виды: вокальная музыка (уорк-сонг, баллады, спиричуэлс, блюзы), инструментальная музыка и джаз. Впервые термин был введен в 1914 гг. музыкальным критиком Г. Кребилом и ныне применяется по отношению к афроамериканскому фольклору.
Замывсел увертюры-фантазии «Ромео и Джульетта» связан с именем М. Балакирева. Н. Д. Кашкин, лично близко знавший П. Чайковского, в своих воспоминаниях доволно подробно остановился на исории этого замысла: «Поздней весной 1869 года М. А. Балакиев приехал в Москву и поселился на Воздвиженке, в двух шагах от консерватории, помещавшейся тогда на той же улице, и мы часто виделись (…) М. А. Балакирев и Чайковский были большими любителями длинных прогулок пешком и совершали их иногда вместе. Помнится, что на одной из таких прогулок М. А. пердложил Чайковскому план увертьюры к «Ромео и Джульетте», по крайней мере, у меня воспоминания об этом связываются с воспоминаниями о прелестном майском дне, лесной зелени и больших соснах, среди которых мы шли. М. А. уже знал до известной степени характер таланта Чайковского и находил, что предложенный сюжет вполне для него подходит».
Моцарт (Йоганн Хризостом Вольфганг Теофіл (Готтліб) Моцарт народився 27 січня 1756 року в місті Зальцбург в музичній сім’ї.
У біографії Моцарта музичний талант виявився ще в ранньому дитинстві. Батько навчав його грі на органі, скрипці, клавесині.
У 1762 році сімейство їде у Відень, Мюнхен. Там даються концерти Моцарта, його сестри Марії Анни. Потім, під час подорожей по містах Німеччини, Швейцарії, Голландії музика Моцарта вражає слухачів дивовижною красою. Вперше твори композитора видаються в Парижі.
Наступні кілька років (1770-1774) Амадей Моцарт проживав в Італії. Там в перший раз ставляться його опери («Мітрідат – цар Понтійський», «Луцій Сулла», «Сон Сципіона»), які отримують великий успіх публіки.
Зазначимо, що до 17 років широкий репертуар композитора включав понад 40 великих творів.
Розквіт творчостіЗ 1775 по 1780 року плідна робота Вольфганга Амадея Моцарта поповнила когорту його творів поруч видатних композицій. Після заняття посади придворного органіста в 1779 році, симфонії Моцарта, його опери містять все більше нових прийомів.
У короткій біографії Вольфганга Моцарта варто відзначити, що одруження на Констанції Вебер відбилася також на його творчості.
Опера «Викрадення із Сералю» просякнуте романтикою тих часів.
Деякі опери Моцарта так і залишилися незакінченими, оскільки скрутне матеріальне становище сім’ї змушувало композитора присвячувати багато часу різним підробіток. В аристократичних колах проводилися фортепіанні концерти Моцарта, сам музикант був змушений писати п’єси, вьси на замовлення, викладати.
Пік славиТворчість Моцарта наступних років вражає плідністю поряд з майстерністю. Знамениті опери «Весілля Фігаро», «Дон-Жуан» (обидві опери написані спільно з поетом Лоренцо да Понте) композитора Моцарта ставляться в декількох містах.
У 1789 році ним було отримано вельми вигідну пропозицію очолити придворну капелу в Берліні. Однак відмова композитора ще більше посилив матеріальну недолік.
Для Моцарта твори того часу виявилися надзвичайно успішними. «Чарівна флейта», «Милосердя Тита» – ці опери були написані швидко, однак дуже якісно, виразно, з красивими відтінками. Відома меса «Реквієм» так і не була закінчена Моцартом. Твір закінчив учень композитора — Зюсмайер.
СмертьЗ листопада 1791 Моцарт багато хворів і зовсім не вставав з ліжка. Помер знаменитий композитор 5 грудня 1791 року від гострої лихоманки. Поховали Моцарта на цвинтарі Святого Марка у Відні.