Музыка в жизни людей Музыка открывает человеку дверь в другой мир. В этом мире можно обойтись без слов - здесь царят звуки. Музыка успокаивает или возбуждает, веселит или заставляет грустить. Она владеет душой человека, если тот ее слушать. А "глухих" к музыке людей практически нет. Музыка заставляет замирать зал, внимающий нежным звукам скрипки или мощным звукам целого оркестра. Она звучит внутри нас, и мы поем "домашними" голосами, а то и вовсе без них, потому что желаем выразить свои чувства таким образом. Мы слышим музыку в журчании ручья и в шепоте листвы, в завыванье ветра и стуке капели. Чем же объясняется ее необыкновенная власть над человеком? Может быть, она и есть тот самый универсальный язык, с которого могут без переводчика общаться люди разных национальностей? Ученые установили, что музыкой можно лечить, с ее можно улучшить усвоение новой информации, но все-таки главное ее предназначение - касаться глубоких струн человеческой души и звучать в гармонии с окружающим миром.
«Амадей» — кинофильм, снятый режиссёром Милошем Форманом по мотивам одноимённой пьесы.
Пьеса была написана в 1979 году Питером Шеффером, под впечатлением от трагедии Александра Пушкина «Моцарт и Сальери» и одноимённой оперы Николая Римского-Корсакова, которые, в свою очередь, были вольной интерпретацией биографий композиторов Вольфганга Амадея Моцарта и Антонио Сальери.
Фактически, «Амадей» — трагическая история Антонио Сальери но не гениального композитора, который предстаёт перед нами в начале, как нежный, добрый и очень религиозный человек, но в конце сходится в яростной схватке с Богом. Эта история поднимает множество вопросов об отношениях с Господом, о природе гения и ревности. Ключевая тема фильма — то, почему Создатель даёт людям желание достичь чего-либо (в данном случае — стать блистательным композитором), но не даёт эквивалентных
История, рассказанная в фильме, является вымышленной, а образ Сальери, созданный Шеффером, не имеет ничего общего оригиналом. На самом деле Антонио Сальери в своё время был гораздо более известен, чем Моцарт, и, ни в коей мере не являясь ни бездарным, ни посредственным, пользовался заслуженным уважением со стороны коллег, в том числе и Моцарта; Бетховен и Шуберт, ученики Сальери, посвящали ему свои сочинения. В течение 35 лет Сальери занимал в Вене высший музыкальный пост, имел немало завистников (на его пост — придворного капельмейстера — безуспешно претендовал и Моцарт), но с лёгкой руки Пушкина сплетня, сочинённая недоброжелателями, превратилась в легенду: Сальери стал восприниматься как негодяй и завистливый монстр; хотя вина Сальери никогда не была доказана и даже слух о том, будто на смертном одре он сам сознался в убийстве Моцарта, никем и ничем не был подтверждён. После того как английский театр представил в Италии пьесу Шеффера, вызвавшую негодование у соотечественников композитора, Миланская консерватория инициировала процесс над Сальери — по обвинению в убийстве Моцарта. В мае 1997 года суд, заседавший в главном зале миланского Дворца юстиции, заслушав свидетелей обвинения и защиты (исследователей жизни и творчества Моцарта и Сальери, а также врачей), вынес композитору оправдательный приговор: не убивал.
Опера «Дон Жуан» в фильме снималась на той же сцене, где впервые была поставлена. Костюмы и декорации в оперных сценах фильма сделаны по эскизам реальных костюмов и декораций XVIII века. Концепция раздражающего смеха Моцарта была взята из писем его современников. Один из них описывал его смех, как «заразительное легкомыслие», в то время как другой сравнивал его со скрипом металла по стеклу.
Ах вы, сени мои, сени,
Сени новые мои,
Сени новые, кленовые,
Решетчатые!
Как и мне по вам, по сенечкам,
Не хаживати,
Мне мила друга за рученьку
Не важивати!
Выходила молода
За новые ворота,
Выпускала сокола
Из правого рукава.
Ты лети, лети, соколик,
На родиму сторону;
На родимой на сторонке
Грозен батюшка живёт.
Не пускает молоду
Поздно вечером одну.
Я не слушала отца,
Спотешала молодца.
Ах вы, сени мои, сени,
Сени новые мои,
Сени новые, кленовые,
Решетчатые!
ВО КУЗНИЦЕ
Во ку… во кузнице,
Во ку… во кузнице,
Во кузнице молодые кузнецы,
Во кузнице молодые кузнецы.
Они, они куют,
Они, они куют,
Они куют принаваривают,
Молотками приколачивают.
К себе, к себе Дуню,
К себе, к себе Дуню,
К себе Дуню приговаривают,
К себе Дуню приговаривают.
«Пойдем, пойдем, Дуня,
Пойдем, пойдем, Дуня,
Пойдем, Дуня во лесок, во лесок,
Пойдем, Дуня во лесок, во лесок.
Сорвем, сорвем Дуне,
Сорвем, сорвем Дуне,
Сорвем Дуне лопушок, лопушок,
Сорвем Дуне лопушок, лопушок.
Под са… под саменький,
Под са… под саменький,
Под саменький корешок, корешок,
Под саменький корешок, корешок.
Сошьем, сошьем Дуне,
Сошьем, сошьем Дуне,
Сошьем Дуне сарафан, сарафан,
Сошьем Дуне сарафан, сарафан.
Выйду на улицу, солнца нема,
Девки молодые свели меня с ума.
Выйду на улицу, гляну на село,
Девки гуляют, и мне весело.
Выйду на улицу, гляну на село,
Девки гуляют, и мне весело.
Матушка родная, дай воды холодной,
Сердце моё так и кидает в жар.
Раньше гулял я в зелёном саду,
Думал на улицу век не пойду.
Раньше гулял я в зелёном саду,
Думал на улицу век не пойду.
А теперь под вечер аж пятки горят,
Ноженьки резвые в пляску хотят.
Выйду на улицу, к девкам пойду,
Голосом звонким я им подпою.
Выйду на улицу, к девкам пойду,
Голосом звонким я им подпою.
Матушка, слышишь, соловушка поёт,
А там под горою пляска идёт.
Девки голосистые звонко поют,
Мне, добру молодцу, спать не дают.
Девки голосистые звонко поют,
Мне, добру молодцу, спать не дают.
Выйду на улицу, солнца нема,
Девки молодые свели меня с ума.
Выйду на улицу, гляну на село,
Девки гуляют, и мне весело.
Выйду на улицу, гляну на село,
Девки гуляют, и мне весело.
Казачья песня
Ой, на горе казаки стояли,
Ой, на горе казаки стояли.
Стояла, думала казаченька молода,
Стояла, думала казаченька молода.
Один казак не пьёт, не гуляет,
Один казак не пьёт, не гуляет.
Стояла, думала казаченька молода,
Стояла, думала казаченька молода.
На казачку скоса поглядает,
На казачку скоса поглядает.
Стояла, думала казаченька молода,
Стояла, думала казаченька молода.
Отчего ты не пьёшь, не гуляешь,
Отчего ты не пьёшь, не гуляешь.
Стояла, думала казаченька молода,
Стояла, думала казаченька молода.
Ой, Татьяна, будь моя кохана,
Ой, Татьяна, будь моя кохана.
Стояла, думала казаченька молода,
Стояла, думала казаченька молода.
Ой, на горе казаки стояли,
Ой, на горе казаки стояли.
Стояла, думала казаченька молода,
Стояла, думала казаченька молода.
Ой, на горе казаки стояли,
Ой, на горе казаки стояли.
Ой.