Альтерация (от латинского alteratio) - изменение основной ступени лада. Знаки альтерации: диез - повышение на полтона, бемоль - понижение на полтона, дубль-диез - повышение на тон, дубль - бемоль - понижение на тон, знак отмены альтерации - бекар.
Альтерация позволяет строить какой-либо лад от любой ступени звукоряда, в связи с чем образуются различные мажорные и минорные тональности. Знаки альтерации, относящиеся к определенной тональности, ставятся при ключе и называются ключевыми (действительны для всех видов октав до конца произведения или до перемены знаков).
И - вот оно!- в том числе под альтерацией подразумевается обострение ладового тяготения неустойчивых звуков (ступеней) к звукам тонического трезвучия. Альтерации подвергаются лишь те неустойчивые ступени, которые в диатоническом ладе отстоят на большую секунду от звуков тонического трезвучия. Наблюдательные музыканты заметили, что возможность применить альтерацию есть только там, где по определению расстояние от неустойчивой разрешаемой до устойчивой ступени более чем в полтона .
В альтерированной гамме в мажоре при движении вверх повышаются на полтона вторая и четвертая ступени, при движении вниз понижаются шестая ( из-за гармонического мажора) и вторая.
А теперь – к практике.
В соль мажоре ключевой знак фа- диез. Итак, считаем-
Франческа да Римини и Паоло Малатеста — герои одного из самых известных и драматических эпизодов «Божественной комедии». Они появляются во втором круге Ада среди сладострастников. В ответ на призыв Данте они выступают из вихря несущихся душ и рассказывают поэту историю своей любви и смерти (говорит Ф., а П. рыдает). Ф., будучи женой Джанчотто Малатеста, полюбила младшего брата своего мужа. П., в ответ на его любовь к ней, причем решающую роль в развитии их чувства сыграло совместное чтение романа о Ланселоте. Узнав об измене, Джанчотто убил Ф. и П., и теперь они мучаются вместе в Аду. Этот рассказ вызывает у Данте столь глубокое сострадание, что он бездыханным падает на землю: «...и мука их сердец / Мое чело покрыла смертным потом; / И я упал, как падает мертвец». Реминисценции этой истории неоднократно встречаются в литературе разных стран и эпох (ср., например, романтическую трагедию Сильвио Пеллико «Франческа да Римини»).
Жил - был один композитор Элем Маринский. Он сочинял всем поп - звёздам слова и тексты песен , давал интервью о своих достижениях. Однажды он решил уединиться , он принял это решение очень быстро , он забыл про музыку и свою карьеру.Один раз он отправился в Египет , поселился в гостинице и нашёл там , один журнал , о том какие чудеса творит музыка. Он увлёкся этим и забыл где он находится. На него совершили ночью нападение , он не спал и он сделал так , как было написано в журнале , который он прочитал. Он встал и спел несколько слов : " Музыка - это сила , музыка - это власть " Эти воры испарились сразу же. И он понял что ему повезло.И он зря бросил музыку. Но было поздно , когда он это вспомнил. Он приехал обратно домой . И начал сочинять музыку снова , но не для людей , а прежде всего для самого себя. И его последняя песня в жизни была про СИЛУ МУЗЫКИ.
Альтерация (от латинского alteratio) - изменение основной ступени лада. Знаки альтерации: диез - повышение на полтона, бемоль - понижение на полтона, дубль-диез - повышение на тон, дубль - бемоль - понижение на тон, знак отмены альтерации - бекар.
Альтерация позволяет строить какой-либо лад от любой ступени звукоряда, в связи с чем образуются различные мажорные и минорные тональности. Знаки альтерации, относящиеся к определенной тональности, ставятся при ключе и называются ключевыми (действительны для всех видов октав до конца произведения или до перемены знаков).
И - вот оно!- в том числе под альтерацией подразумевается обострение ладового тяготения неустойчивых звуков (ступеней) к звукам тонического трезвучия. Альтерации подвергаются лишь те неустойчивые ступени, которые в диатоническом ладе отстоят на большую секунду от звуков тонического трезвучия. Наблюдательные музыканты заметили, что возможность применить альтерацию есть только там, где по определению расстояние от неустойчивой разрешаемой до устойчивой ступени более чем в полтона .
В альтерированной гамме в мажоре при движении вверх повышаются на полтона вторая и четвертая ступени, при движении вниз понижаются шестая ( из-за гармонического мажора) и вторая.
А теперь – к практике.В соль мажоре ключевой знак фа- диез. Итак, считаем-
Соль - ля - ЛЯ-ДИЕЗ - си-до- ДО-ДИЕЗ-ре-ми- фа- диез- соль - фа-диез-ми-МИ- БЕМОЛЬ –ре -до-си-ля - ЛЯ-БЕМОЛЬ-соль.
Надеюсь, теперь понятно. Но (на всякий пожарный), не запутайся, в альтерированной гамме в миноре повышаются и понижаются другие ступени!