Музыка Скрябина очень самобытна. В ней отчётливо чувствуется нервность, импульсивность, тревожные поиски, не чуждые мистицизма. С точки зрения композиторской техники музыка Скрябина близка творчеству композиторов Новой венской школы (Шёнберга, Берга и Веберна), однако решена в ином ракурсе — через усложнение гармонических средств в пределах тональности. В то же время форма в его музыке практически всегда ясна и завершена. Композитора привлекали образы, связанные с огнём: в названиях его сочинений нередко упоминается огонь, пламя, свет и т. п. Это связано с его поисками возможностей объединения звука и света. В ранних сочинениях Скрябин — тонкий и чуткий пианист — сознательно следовал Шопену, и даже создавал произведения в тех же жанрах, что и тот: этюды, вальсы, мазурки, сонаты, ноктюрны, экспромты, полонез, концерт для фортепиано с оркестром хотя уже в тот период его творческого становления проявился собственный почерк композитора.
Певец Орфей На севере Греции, во Фракии, жил певец Орфей. Чудесный дар песен был у него, и слава о нём шла по всей земле греков. За песни полюбила его красавица Эвридика. Она стала его женой. Но счастье их было недолговечно. Однажды Орфей и Эвридика были в лесу. Орфей играл на своей семиструнной кифаре и пел. Эвридика собирала цветы на полянах. Незаметно она отошла далеко от мужа, в лесную глушь. Вдруг ей почудилось, что кто-то бежит по лесу, ломая сучья, гонится за ней, она испугалась и, бросив цветы, побежала назад, к Орфею. Она бежала, не разбирая дороги, по густой траве и в стремительном беге ступила в змеиное гнездо. Змея обвилась вокруг её ноги и ужалила. Эвридика громко закричала от боли и страха и упала на траву. Орфей услышал издали жалобный крик жены и поспешил к ней. Но он увидел, как между деревьев мелькнули большие чёрные крылья, - это Смерть уносила Эвридику в подземное царство.
«Наиболее универсальный путь становления
духовной культуры личности —
воспитательное
воздействие искусством звуков,
целенаправленное
введение в мир музыки.»
Введение
Одним из эффективных средств формирования духовной культуры
является искусство, в частности музыка. Она представляет собой передачу из
поколения в поколение духовного мира, приобщает к традициям. Поэтому
знакомство с жизнью и творчеством великих композиторов
воспитывает и духовно обогащает нас. Ф. Шопена внёс великий вклад в
духовную и музыкальную культуру всего человечества. Шопен –
основоположник польской музыкальной классики. Это композиторромантик.
Всё его творчество связано с Польшей, её фольклором, историей. Жизнь его
сложилась трагически. Она как бы разделена на 2 части. Первые 20 лет он
прожил в Польше, а потом вынужден был уехать из Польши навсегда. Всю
оставшуюся жизнь Шопен жил в Париже, тоскуя по Родине. Родина приобрела
для него значение недостижимого романтического идеала, мечты, по которой
он томился всю жизнь. Романтические порывы, томления в его музыке всегда
сочетаются с отточенностью формы. Шопен всегда отвергал преувеличение.
Лист сказал: “Шопен не выносит излишеств и необузданности”. Шопен любил
Баха, Моцарта, но не любил Бетховена. Музыка Шопена отличается
артистизмом, одухотворённостью, тонкостью.