мировоззрение людей всегда существовало в определенных и культурно обусловленных формах — мифологии, религии, философии, науки. кроме того, различаются два основных уровня его функционирования — обыденно-практический (жизненно-повседневный) и мыслительный (когнитивно-теоретический). такое разделение по "вертикали" начинает обнаруживаться уже в древних обществах и сохраняется до наших дней. разумеется, взаимосвязь и взаимодействие между обоими указанными пластами мировоззренческого сознания со временем менялись и, в зависимости от господствующего типа миропонимания, приобретали различную окраску.
обыденное мировоззрение занимает особое место в культуре, ибо представляет собой как бы твердую породу первичного слоя, такую реальность духовной жизни людей, которая служит отправной точкой для любого мировоззренческого творчества. первичный, наиболее устойчивый слой мировоззрения основывается на "данностях" культуры и всеобщих "очевидностях" здравого смысла соответствующей эпохи. и любой период в обществе функционирует некая система устойчивых представлений о мире и человеке, которая образует ядро мировоззренческих структур — категорий, установок, архетипов. структуры эти являются результатом многовекового стихийного опыта поколений и носят бессознательный, неявный характер; например, убежденность здравого смысла в том, что окружающие нас вещи существуют вне человеческого сознания.
было бы неверно видеть в убеждениях и установках здравого смысла всего лишь мысленные образования в головах людей. весь образ жизни, поведенческие стереотипы людей, мотивы их деятельности — все так или иначе подчиняется и происходит в соответствии с этими убеждениями и установками. они выступают как некая социокультурная реальность , которую нельзя изменить по желанию отдельных личностей и целых социальных групп.
несмотря на всю диффузность, стихийность, расплывчатость массового мировоззренческого сознания, оно на протяжении тысячелетий успешно выполняет свою функцию осмысления жизни и . и ни одна философская или религиозная система прошлых эпох не могла соперничать,— с точки зрения своей устойчивости,— с мироощущением и миропониманием обыденного слоя. сила его в том, что оно непосредственно связано с материальной практикой людей, со сферой человеческой повседневности, образуя с этой последней единый комплекс жизнедеятельности. из сказанного следует, что мы не можем всесторонне понять природу философского или, скажем, религиозного мировоззрения, игнорируя первичные мировоззренческие структуры. так, очевидно, что некоторые философские системы прямо опирались на исходный базис здравого смысла, другие ориентировались на религию, на предшествовавшие философские учения, на науку. но при всем при том ни одна философская доктрина, если она претендовала на мировоззренческую значимость, не могла развиваться и существовать, не определив — явно или неявно — свои взаимоотношения с "идеологией здравого смысла".
5
Личность — совокупность качеств человека, которые приобретаются им в процессе жизни в обществе. Строго говоря, каждый человек является личностью, но иногда её развитие не соответствует требованиям, которые предъявляются к данному человеку.
Очень важным качеством личности является к деятельности: игре учению, труду и общению. Ведь именно в деятельности формируется личность. Также важно мировозрение человека. То, как он относится к природе, другим людям, обществу — это его взгляды на мир. Но в понятие «мировозрение» входят ещё и идеалы — то, каким человек хотел бы видеть мир и самого себя.
На формирование личности оказывает влияние социальные группы, в которых человек находится. Человек рождается в семье, затем попадает в школу, выбирает себе круг общения согласно своему мировозрению — это малые социальные группы, которые оказывают влияние в первую очередь. Но также влияют и такие крупные социальные группы, как национальность, ведь у каждой нации есть свои традиции, свой менталитет.
6
ответственность — это необходимость, обязанность отвечать за свои действия, поступки. В умении быть ответственным проявляется самоконтроль человека.
Но не всегда за выполнение норм следит сам человек, часто контролем занимается общество. Тех, кто не выполняет определённые требования, ожидает наказания. В случае с невыполнением моральных норм, это, как правило, общественное порицание.
Но есть и другой вид норм — юридические. Их отличие в том, что они обеспечиваются силой государства.
Нормы необходимы обществу, чтобы поддерживать стабильность. Потому что если все будут поступать так, как хотят, в обществе наступит бардак. Группы от самых малых(например, семья) до самых крупных(например, государство) просто не смогут долго существовать