ЭТНОЦЕНТРИЗМ – предпочтение своей этнической группы, проявляющееся в восприятии и оценке жизненных явлений сквозь призму ее традиций и ценностей. Термин этноцентризм ввел в 1906 У.Самнер, полагавший, что люди имеют тенденцию видеть мир таким образом, чтобы своя группа оказывалась в центре всего, а все другие соизмерялись с ней или оценивались со ссылкой на нее.
Этноцентризм как социально-психологическое явление. Этноцентризм существовал на протяжении всей истории человечества. В написанной в 12 в. Повести временных лет поляне, имеющие, по мнению летописца, якобы обычай и закон, противопоставляются вятичам, кривичам, древлянам, не имеющим ни настоящего обычая, ни закона.
Эталонным может рассматриваться все, что угодно: религия, язык, литература, пища, одежда и т.п. Существует даже мнение американского антрополога Э.Лича, согласно которому, вопрос о том, сжигает ли конкретное племенное сообщество своих покойников или хоронит, круглые у них дома или прямоугольные, может не иметь иного функционального объяснения кроме того, что каждый народ хочет показать, что он отличается от своих соседей и превосходит их. В свою очередь, эти соседи, обычаи которых прямо противоположны, также убеждены в том, что их делать что бы то ни было – правильный и самый лучший.
Американские психологи М.Бруэр и Д.Кэмпбелл выделили основные показатели этноцентризма:
восприятие элементов своей культуры (норм, ролей и ценностей) как естественных и правильных, а элементов других культур как неестественных и неправильных;
рассмотрение обычаев своей группы в качестве универсальных;
представление о том, что для человека естественно сотрудничать с членами своей группы, оказывать им предпочитать свою группу, гордиться ею и не доверять и даже враждовать с членами других групп.
1. Почему искусство следует сближать, но полностью не отождествлять с художественной культурой.
Дело в том, что художественная культура и искусство не являются одним и тем же. Художественная культура – одно, а искусство – другое. Искусство включает художественную культуру, возможно, формирует ее на равне с артестической культурой и так далее. Да, они близки, потому что одно включает другое, но это не одно и тоже, поэтому отождествлять не надо.
2. Какую роль в культуре играют Красота, Добро и Истина?
Мне кажется, что «красота, добро и истина» являются главными постулатами, такими китами, которые основывают искусство и культуру. По крайней мере, люди тянутся к искусство и культуре, чтобы прикоснуться к прекрасному, доброму и истинному – ко всему тому, чего нет в обычной жизни. И наверное, за счет этого и живут искусство и культура.
3. Подумайте над проблемой - существуют ли общие критерии красоты?
Определенно, нет. Общих критериев красоты не существует. Во-первых, критерии красоты отличаются от общества к обществу. Во-вторых, критерии красоты разные уже у каждого человека. Кто-то считает красивым одно, а кто-то другое. Не зря же говорят о том, что «на вкус и цвет товарищей нет».
4. Объясните, почему к искусству нужно отнести только произведения элитарной изобразительной культуры.
Элитарная культура понятна узкому кругу лиц, которые имеют определенные знания для пониманию изображаемого. То есть элитарная культура носит какой-то смысл. А массовая культура, например, бессмысленна и не может быть искусством, потому что чаще всего является бредом с целью увеличения чьих-то продаж.
1. В философии: возможность проявления субъектном своей воли в условиях осознания законов развития природы и общества.
2. Независимость, отсутствие стеснений и ограничений, связывающих общественно-политическую жизнь и деятельность какого-нибудь класса, всего общества или его членов.