Сегодня во всем мире набирает силу атеизм. Но означает ли это, что духовность скоро отойдет в Корреспондент BBC Future выяснила, что ответить на этот вопрос совсем не просто.
Все больше людей - таких по всему миру уже миллионы - по их собственным словам, верят в то, что со смертью жизнь определенно заканчивается и что нет никакого Бога, никакой вечной жизни и никакого божественного промысла. По-видимому, эти убеждения, несмотря на весь свой пессимизм, получают все большее распространение. В некоторых странах открыто провозглашать себя атеистом стало модно как никогда.
"Атеистов сейчас, очевидно, стало больше, чем когда бы то ни было, - и в абсолютном выражении, и в процентах от общего числа людей на планете", - говорит Фил Цукерман, профессор социологии и секулярных исследований Питцерского университета в калифорнийском городе Клермоне (США) и автор книги "Мирская жизнь". Опросив более 50 тысяч человек из 57 стран мира, аналитики Международного исследовательского центра Гэллапа пришли к выводу, что количество людей, считающих себя последователями какой-либо религии, за период с 2005 года по 2011 год сократилось с 77% до 68%, а тех, кто называет себя неверующим, стало на 3% больше, в результате чего доля убежденных атеистов в мире достигла 13%.
(Похожие статьи из раздела "Журнал")
Они, конечно, не составляют большинство, но, может быть, наметившаяся тенденция является предвестником грядущих перемен? Если она сохранится, может ли настать день, когда религия полностью исчезнет?
Предсказать будущее невозможно, но анализ того, что мы знаем о религии - в том числе о причинах самого ее появления и о том, почему некоторые люди приходят к вере, а некоторые отходят от нее, - может нам спрогнозировать, как будет развиваться отношение людей к религии в ближайшие десятилетия и века.
Правообладатель иллюстрацииGETTY
Image caption
Украинский священник держит крест, стоя у пострадавшего здания Дома профсоюзов в Киеве
Ученые все еще пытаются вычленить те факторы, которые толкают человека или народ к атеизму, но некоторые общие черты уже вырисовываются. Притягательность религии отчасти обусловлена тем, что она дает ощущение безопасности в нашем непредсказуемом мире. Поэтому неудивительно, что самый большой процент неверующих наблюдается в тех странах, где уровень экономической, политической и бытовой стабильности достаточно высок. "По-видимому, при повышении уровня безопасности в обществе религиозные убеждения ослабевают", - утверждает Цукерман и добавляет, что в некоторых обществах установление капиталистического строя и предоставление гражданам доступа к технологиям и образованию также приводит к ослаблению религиозности.
Кризис веры
Япония, Великобритания, Канада, Южная Корея, Нидерланды, Чехия, Эстония, Германия, Франция и Уругвай - всего лишь сотню лет назад во всех этих странах религия играла большую роль, но сейчас доля верующих там сократилась до самых низких в мире показателей. Все эти государства имеют развитую систему образования и социального обеспечения, в них практически решена проблема неравенства, а их граждане являются финансово благополучными. "В целом, люди меньше боятся превратностей судьбы", - отмечает Квентин Аткинсон, специалист по психологии из Оклендского университета (Новая Зеландия).
Правообладатель иллюстрацииGETTY
Image caption
Йеменские девушки демонстрируют свои руки, украшенные традиционными рисунками хной по случаю окончания Рамадана
Впрочем, отход от веры наблюдается повсеместно, в том числе там, где число верующих все еще очень велико, например, в Бразилии, на Ямайке и в Ирландии. "Мало где общество стало более религиозным, чем 40-50 лет назад, - утверждает Цукерман. - Единственным исключением является Иран, но там тоже не все так однозначно, потому что неверующие люди могут скрывать свои убеждения".
США также не вписываются в общую концепцию: это одна из самых богатых стран мира, но уровень религиозности населения там очень высок (хотя по итогам исследования, проведенного недавно аналитическим центром Pew, выяснилось, что в период с 2007 года по 2012 год доля американцев, считающих себя атеистами, возросла с 1,6% до 2,4%).
Однако специалист по социальной психологии из Университета Британской Колумбии в Ванкувере (Канада) и автор книги "Большие боги" Ара Норензаян убежден, что "упадок" не значит "исчезновение". Физическая безопасность тоже более эфемерна, чем кажется. Все может измениться в одну минуту: пьяный водитель может сбить любимого человека, торнадо может разрушить город, врач может диагностировать у вас неизлечимую болезнь. Если в будущем из-за изменений климата на нашу планету обрушатся стихийные бедствия, а природные ресурсы станут подходить к концу, то страдания и тяготы могут воспламенить религиозные чувства.
"Люди хотят избежать страданий, но если уж это невозможно - по крайней мере, найти в них смысл, - объясняет Норензаян. – По каким-то причинам религия придает страданиям значительно больший смысл, чем любые известные нам светские идеалы
1)Статья 2 Конституции РФ гласит: Человек, его права и свободы, являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Вот так и больше ничего. 2)На ваш, честно говоря, странноватый вопрос можно ответить, что фундаментальные права человека - личные, политические, социально-экономические и культурные - закреплены в главе второй Конституции РФ, в статьях 19-54. Они признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с основным Законом.
Реализация основных прав, свобод и обязанностей - это практическое осуществление гражданами и другими участниками общественной жизни предусмотренных конституционными нормами притязаний с целью удовлетворения запросов и потребностей или получения нужных материальных и духовных благ в правоустановленном порядке. То есть реализация основных прав и свобод есть правомерная деятельность субъектов правоотношений для достижения желаемых результатов юридическими средствами. Правовая природа механизма реализации основных прав и свобод в значительной мере определяется характером самого процесса реализации этих прав и свобод. Известно, что любой участник правоотношения как носитель субъективного права осуществляет свои юридические возможности индивидуально. Но в то же время этот же субъект как член определенного социального сообщества не может реализовать себя вне общественных связей и, следовательно, реализует эту же юридическую возможность в коллективной форме, являясь, по существу, "соучастником" коллективного правоотношения. Таким образом, структура конкретного акта реализации основных прав, свобод и обязанностей двуедина и всегда является индивидуально-коллективной. Например, право на осуществление государственной власти гражданин в процессе совершения индивидуального акта гражданского голосования на выборах реализует персонально, однако это же право он как член избирательного корпуса, который только и создать представительный орган публичной власти, реализует в коллективной форме. Фактическое осуществление основных прав и свобод человека и гражданина предполагает наличие целого ряда условий их успешной реализации. Во-первых, необходимо, чтобы признаваемые за личностью права и свободы были формально закреплены в нормативно-правовом акте. Поэтому в настоящее время все они, в том числе и естественные права человека, закрепляются в международно-правовых актах, в конституциях суверенных государств и во внутригосударственном законодательстве. Ведь отсутствие соответствующего правового акта лишило бы личность возможности обратиться в суд или иной орган с целью их защиты. Анализ конституционно-правовых норм, обеспечивающих правовую защиту личности, и особенно тех из них, которые содержатся в ст. с 45 по 56 включительно федеральной Конституции, позволяет выделить следующие основные виды правовой защиты прав и свобод человека и гражданина: 1) индивидуальная правовая самозащита; 2) государственная правовая защита; 3) публично-правовая общественная защита; 4) международная правовая защита; 5) индивидуальная юридическая защита прав и законных интересов другого лица. Во-вторых, предпосылкой реализации основных прав и обязанностей является право и дее В соответствии со ст. 60 Конституции РФ конституционная право-дее российских граждан в полном объеме признается с 18 лет, когда они достигают гражданского совершеннолетия. В-третьих, важнейшим условием эффективной реализации конституционных прав и свобод является соблюдение закрепленного в ст. 2 и в ч. 3 ст. 17 Конституции РФ основополагающего принципа теории прав человека, согласно которому: «Личность свободна, но свобода одного лица не должна нарушать свободу других». В-четвертых, обязательным элементом рациональной системы надлежащей реализации основных прав и свобод является обязанность государства гарантировать человеку и гражданину осуществление их естественных и приобретенных возможностей. В соответствии с ч. 1 ст. 45 Конституции РФ: «Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется».
Сегодня во всем мире набирает силу атеизм. Но означает ли это, что духовность скоро отойдет в Корреспондент BBC Future выяснила, что ответить на этот вопрос совсем не просто.
Все больше людей - таких по всему миру уже миллионы - по их собственным словам, верят в то, что со смертью жизнь определенно заканчивается и что нет никакого Бога, никакой вечной жизни и никакого божественного промысла. По-видимому, эти убеждения, несмотря на весь свой пессимизм, получают все большее распространение. В некоторых странах открыто провозглашать себя атеистом стало модно как никогда.
"Атеистов сейчас, очевидно, стало больше, чем когда бы то ни было, - и в абсолютном выражении, и в процентах от общего числа людей на планете", - говорит Фил Цукерман, профессор социологии и секулярных исследований Питцерского университета в калифорнийском городе Клермоне (США) и автор книги "Мирская жизнь". Опросив более 50 тысяч человек из 57 стран мира, аналитики Международного исследовательского центра Гэллапа пришли к выводу, что количество людей, считающих себя последователями какой-либо религии, за период с 2005 года по 2011 год сократилось с 77% до 68%, а тех, кто называет себя неверующим, стало на 3% больше, в результате чего доля убежденных атеистов в мире достигла 13%.
(Похожие статьи из раздела "Журнал")
Они, конечно, не составляют большинство, но, может быть, наметившаяся тенденция является предвестником грядущих перемен? Если она сохранится, может ли настать день, когда религия полностью исчезнет?
Предсказать будущее невозможно, но анализ того, что мы знаем о религии - в том числе о причинах самого ее появления и о том, почему некоторые люди приходят к вере, а некоторые отходят от нее, - может нам спрогнозировать, как будет развиваться отношение людей к религии в ближайшие десятилетия и века.
Правообладатель иллюстрацииGETTY
Image caption
Украинский священник держит крест, стоя у пострадавшего здания Дома профсоюзов в Киеве
Ученые все еще пытаются вычленить те факторы, которые толкают человека или народ к атеизму, но некоторые общие черты уже вырисовываются. Притягательность религии отчасти обусловлена тем, что она дает ощущение безопасности в нашем непредсказуемом мире. Поэтому неудивительно, что самый большой процент неверующих наблюдается в тех странах, где уровень экономической, политической и бытовой стабильности достаточно высок. "По-видимому, при повышении уровня безопасности в обществе религиозные убеждения ослабевают", - утверждает Цукерман и добавляет, что в некоторых обществах установление капиталистического строя и предоставление гражданам доступа к технологиям и образованию также приводит к ослаблению религиозности.
Кризис веры
Япония, Великобритания, Канада, Южная Корея, Нидерланды, Чехия, Эстония, Германия, Франция и Уругвай - всего лишь сотню лет назад во всех этих странах религия играла большую роль, но сейчас доля верующих там сократилась до самых низких в мире показателей. Все эти государства имеют развитую систему образования и социального обеспечения, в них практически решена проблема неравенства, а их граждане являются финансово благополучными. "В целом, люди меньше боятся превратностей судьбы", - отмечает Квентин Аткинсон, специалист по психологии из Оклендского университета (Новая Зеландия).
Правообладатель иллюстрацииGETTY
Image caption
Йеменские девушки демонстрируют свои руки, украшенные традиционными рисунками хной по случаю окончания Рамадана
Впрочем, отход от веры наблюдается повсеместно, в том числе там, где число верующих все еще очень велико, например, в Бразилии, на Ямайке и в Ирландии. "Мало где общество стало более религиозным, чем 40-50 лет назад, - утверждает Цукерман. - Единственным исключением является Иран, но там тоже не все так однозначно, потому что неверующие люди могут скрывать свои убеждения".
США также не вписываются в общую концепцию: это одна из самых богатых стран мира, но уровень религиозности населения там очень высок (хотя по итогам исследования, проведенного недавно аналитическим центром Pew, выяснилось, что в период с 2007 года по 2012 год доля американцев, считающих себя атеистами, возросла с 1,6% до 2,4%).
Однако специалист по социальной психологии из Университета Британской Колумбии в Ванкувере (Канада) и автор книги "Большие боги" Ара Норензаян убежден, что "упадок" не значит "исчезновение". Физическая безопасность тоже более эфемерна, чем кажется. Все может измениться в одну минуту: пьяный водитель может сбить любимого человека, торнадо может разрушить город, врач может диагностировать у вас неизлечимую болезнь. Если в будущем из-за изменений климата на нашу планету обрушатся стихийные бедствия, а природные ресурсы станут подходить к концу, то страдания и тяготы могут воспламенить религиозные чувства.
"Люди хотят избежать страданий, но если уж это невозможно - по крайней мере, найти в них смысл, - объясняет Норензаян. – По каким-то причинам религия придает страданиям значительно больший смысл, чем любые известные нам светские идеалы