О гуманистическом ответе на вызовы времени. Из работы итальянского ученого, первого президента международного Римского клуба Аурелио Печчеи «Сто страниц для будущего».
Современный человек поглощен своими повседневными заботами, связанными с материальной сферой... Такой человек больше ценит искусственное, которое он умеет или пытается создавать сам, — о чем я уже писал, — чем естественный мир, который создал его. Он интересуется прежде всего тем, что создает сам, — даже самой своей пищей, которую он держит в консервных банках, бутылках, замораживает, готовит. Природа же находится на втором плане, в самом конце. Утрачивают ценность и ему подобные; их так много; он не общается с ними; он торопится заняться другими делами... И все же он чувствует, как внутри него растет пустота, он хотел бы разобраться в самом себе, придать большую значимость тому, что он есть сам, и своим делам. Но мышление его ошибочно и плохо служит этой цели.
Необходима новая основополагающая идея... Этот новый гуманизм, при к технологическому веку, должен будет радикальным образом обновить и изменить принципы и нормы, до сих пор бывшие неприкосновенными; он должен дать импульс зарождению новых систем ценностей и духовных, этических, философских, социальных, политических, эстетических, творческих мотивов поведения, которые восстановят наше внутреннее равновесие, и он должен быть восстановить в нас как высшие блага и потребность любовь, дружбу, взаимопонимание, солидарность, жертвенность, сосуществование, заставить почувствовать, что, чем крепче эти блага и потребности свяжут нас с нашими братьями и сестрами во всем мире, тем больше будет наш выигрыш.
Этот новый гуманизм должен быть также достаточно сильным, гибким, чтобы дать нам возможность контролировать материальные революции, чтобы показать нам, как поддерживать и направлять к мирным и конструктивным формам социально-политическую революцию, за которой сейчас мы можем только наблюдать, видеть, как она зреет или же взрывается насилием, и чтобы заставить нас понять, что никогда, ни при каких условиях мы не должны более отказываться от приоритета духовного.
Во и задания к документу
1)Какова главная мысль фрагмента? Найдите в тексте параграфа утверждение, отражающее эту мысль.
2)Приведенный текст написан в 80-е гг. XX в. Актуален ли он в наши дни? Аргументируйте свою оценку.
3)Какие потери в духовной сфере нанес человечеству технический прогресс в XX в. Сопоставьте суждения об этом Печчеи с угрозами XXI в. в области культуры. Сделайте вывод.
4)Какие высшие блага и потребности автор считает наиболее значимыми? Выскажите ваше мнение, почему именно эти.
5)Как вы понимаете слова автора о материальной и социально-политической революциях? С какими положениями параграфа о проблемах XXI в. вы можете связать эти слова? Объясните такую связь.
6)Почему автор называет свои взгляды новым гуманизмом?
Государство, по Платону, возникает из-за естественной потребности людей к объединению с целью облегчения условий своего существования. Согласно Платону, государство “возникает..., когда каждый из нас не может удовлетворить сам себя, но нуждается еще во многом. Таким образом, каждый человек привлекает то одного, то другого для удовлетворения той или иной потребности. Испытывая нужду во многом, многие люди собираются воедино, чтобы обитать сообща и оказывать друг другу такое совместное поселение и получает у нас название государства...”.