В.И. Даль толковал слово мораль как "нравственное ученье, правила для воли, совести человека". Он считал: "Нравственный - противоположный телесному, плотскому, духовный, душевный. Нравственный быт человека важнее быта вещественного". "Относящийся к одной половине духовного быта, противоположный умственному, но сопоставляющий общее с ним духовное начало, к умственному относится истина и ложь, к нравственному - добро и зло. Добронравный, добродетельный, благонравный, согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека с долгом честного и чистого сердцем гражданина. Это человек нравственный, чистой, безукоризненной нравственности. Всякое самоотвержение есть поступок нравственный, доброй нравственности, доблести"С годами понимание нравственности изменилось. У Ожегова С. И "Нравственность - это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами"
1) Речь, как я понимаю, о первом типе - знаменосце. Такой тип лидера самостоятельно разбирается в повестке дня, советники ему не нужны. Знаменосец - утопический идеал, который увлекает общественные массы и ведет за собой. Если соотносить знаменосца к теории М. Вебера, то это, безусловно, харизматический тип. А по типологии Вельфредо Паретто, знаменосец был бы львом.
2) Это - служитель. Он всегда придет на народу, так как он понимает и адекватно оценивает происходящее в основе социальной пирамиды. Кроме того, такие данные позволяют ему быть наиболее эффективным в кризисные периоды. Служитель работает на свой электорат и делает это со всей душой.
3) Речь идет о "торговце", он популист. Привлекательная упаковка его идей и интересов подкупает электорат. Марионетка не является несистемным лидером, или даже системным. Как правило, он представляет пассивный слой "оппозиции", он фиктивный.
4) Фокус пожарника направлен только на "горячие" проблемы, которые общество считает наиболее насущными. Он также полезен к кризисы, так как это его кредо. Есть ситуация - пожарник решает ее.
5) За всю историю политической науки еще ни один из этих типов не встречался в чистом виде. Но я бы предпочла, симбиоз "служителя" и "пожарника". В кризисное время такой лидер справлялся бы с задачами без лишних слов, но также лоббировал бы мои интересы как потенциального электората в более спокойное время.
6) Да, если учитывать, что народ все еще хочет "хлеба и зрелищ", а собирательный образ из популистов и эффективных лидеров дал бы это им.
7) Я не знаю, какие классификации приведены. Но я думаю, не больше тех, что мне известны. Наиболее существенной нет, так как разные классификации определяют разную деятельность. Например, типология, что есть выше, это из современной политологии. Но также есть классическая теория лидерства по Максу Веберу (харизматический, традиционный, легальный). И есть теория Паретто с лисами и львами, когда в спокойное время львы воображают из себя тех самых знаменосцев, а в кризис неэффективны, потому к власти приходят более хитрые лисы. А еще существует теория, основанная на подчинении. Тут все просто - демократическое и автористорное лидерства. Барбер выделял активно-пассивный, активно-негативный, пассивно-позитивный и пассивно-негативный. Еще существует типология, которая рассматривает параноидальное лидерство, демонстративное, компульсивное, шизоидальное, депрессивное. В общем, типологий очень много и все они имеют разную основу для обоснования.