В выбранном мною высказывании автор сопоставляет нормы морали и нормы права. Еще с давних пор философы проводят параллель между негласными правилами добра и зла и писаными законами, обязательными для исполнения, спорят, что важнее. Найти победителя в этом споре непросто, ведь у каждого из этих регуляторов общественного поведения свои особенности и свои воздействия. Автор высказывания, политический деятель времен Великой Французской революции Оноре Мирабо, писал: «Гораздо важнее прививать людям нравы и обычаи, чем давать им законы и суды». Иными словами, он убежден, что регулировать общественное поведение лучше, воспитывая людей на «нравах и обычаях», чем навязывая им право на государственном уровне. Значит, общественные отношения должны регулироваться самостоятельно, изнутри, а не посторонним вмешательством я разделяю точку зрения автора и поддерживаю его мысль о том, что общество, воспитанное на моральных ценностях и придерживающееся моральных норм, будет гораздо нравственнее и порядочнее, чем общество, в котором правила навязываются только посредством законов, а неповиновение карается силой. Для теоретического обоснования проблемы рассмотрим два ее основополагающих аспекта: нормы морали и нормы права, как социальные регуляторы. Итак, я считаю, что под «нравами и обычаями» автор имел в виду именно моральные нормы, так как эти понятия в чем-то родственны и в данном контексте синонимичны. Основные задачи морали как формы общественного сознания – оценивать, регулировать, воспитывать. Нормы морали отличаются тем, что они нигде не зафиксированы, руководствуются представлениями о добре и зле, укоренившимися в массовом сознании. В качестве наказания или поощрения того или иного поступка используются исключительно неформальные санкции. И, наконец, на психологическом уровне нормы морали воспринимаются как идеал духовности, ради которого человек пойти на жертвы, не задумываясь совершить подвиг: нормы морали лежат в основе такого феномена, как стихийная нравственность. Кроме этого, сфера действия норм морали невероятно широка, они применимы к любому типу взаимоотношений.
Право человека на духовную свободу подразумевает право на свободное выражение собственных мыслей и мнений, право беспрепятственно исповедовать любое религиозное течение, заниматься любым видом искусства, право на свободу мировоззрения. В основе права человека на духовную свободу лежит требование признавать духовную свободу других людей, относится с уважением к их деятельности и мыслям.
Экономическое право - совокупность конституционных прав, определяющих юридические возможности человека в экономической сфере. Основными э. п. в современных демократических государствах являются: право частной собственности (в т.ч. на землю и интеллектуальные продукты), право наследования, свобода предпринимательской деятельности (хозяйственной инициативы), свобода труда и др., в т.ч. права на забастовку, на участие в управлении предприятием. Конституции "социалистических" стран обычно закрепляют совершенно иной перечень э. п., наделяя граждан правом на труд (он же обязанность), отдых, личную собственность.
Социальное право — совокупность конституционных прав человека (или только граждан конкретного государства), дающих ему возможность претендовать на получение от государства (при определенных условиях) материальных благ. Обычно к с. п. относятся право на социальное обеспечение, на образование, на охрану здоровья и медицинскую право на жилище, особые права детей и инвалидов. Закрепляются на конституционном уровне далеко не во всех странах мира. В наиболее полном объеме они провозглашаются в конституциях "социалистических" и "пост-социалистических" государств. В некоторых развитых, а также развивающихся странах с. п. стали провозглашаться после Второй мировой войны, однако обычно без предоставления им судебной защиты.
Окружность с центром в точке О