Человек никому ничего не должен! И потому данный вопрос переплетается с вопросом «смысла жизни». Жизнь как таковая смысла не имеет и с точки зрения современного прагматического общества состоит исключительно из бессмысленных вещей. Жизнь – дар! Обязательно ли подарок должен иметь смысл? Другими словами, жизнь существенна сама по себе и каждый сам выбирает, на что её расходовать.
Большинство людей проживают бессмысленные жизни, пассивно ожидая появления смысла. А его все нет…
Найти смысл можно лишь создав его. Жизнь же дарит огромное, пусть и немного ограниченное пространство для его создания.
Поэтому, на мой взгляд, ответом на вопрос «для чего человек должен жить?» - будет тишина, наполненная в каждом отдельном человеке размышлениями о своем собственной смысле жизни.
Моральные нормы формируют систему, отличающуюся от остальных систем нормативных (права, обычая, этикета). Ряд авторов признаёт моральные нормы приоритетными по отношению к другим нормам, а иногда и придают им такие свойства, как категоричность, жёсткость, универсальность, неизменность[1]. Другие указывают, что абсолютизирование моральных норм и рассмотрение их в качестве всеобщих и обязательных является источником фанатизма.[2]
Нормы морали оцениваются гражданским обществом в связи от уровня его развития.
Некоторые авторы различают «нормы морали», являющиеся руководящим принципом этики и вытекающие из него конкретные моральные нормы. Примерами высших норм морали являются норма авторства Фомы Аквинского: «Стремиться к добру, избегать зла», принцип стремления к «максимальной выгоде для максимального количества людей» Иеремии Бентама, категорический императив Канта или принцип «благоговения перед жизнью» Альберта Швейцера.[1]