Безымянные улицы древней МосквыДоктор исторических наук Т. ПановаМосква возникла на берегу довольно большой реки, служившей торговым путем, на уже обжитых местах – когда-то их заселили славянские племена кривичей и вятичей. В конце XI века это еще небольшой город, расположившийся возле устья реки Неглинной, с укрепленной крепостью на Боровицком холме.За тысячелетнюю историю в Москве образовался богатейший культурный слой. Трудами археологов он постепенно открывает страницы становления и развития большого и очень своеобразного города, ставшего сначала столицей Московского княжества, а позже – и всей Руси. Недавно мне задали вопрос: «А где проходила в Москве самая древняя, первая улица?» И я с удивлением поняла, что каждый день иду на работу (в Кремлевский музей) по одному из участков древнейшей московской улицы, когда вхожу в Кремль через Троицкие ворота. Когда-то это была обычная грунтовая дорога, по которой в XII столетии проезжали из Владимира и Суздаля на запад, в Смоленск, и на юг, в Киев и Чернигов. А сегодня часть этого пути ежедневно проходят многочисленные посетители Кремля – средневековой крепости Москвы. Люди всегда селились там, где существовала возможность удобных проездов – по торговым ли, военным ли делам. Вот и первую крепость на Боровицком холме построили рядом с такой сухопутной дорогой и недалеко от крупной водной артерии среднерусской равнины – Москвы-реки. Остатки первой крепости – укрепления из дерева и мощные валы высотой 7 и шириной в основании до 14 метров – археологи обнаружили в 1959–1960-е годы в котловане, который тогда рыли под здание Кремлевского дворца съездов. Эта постройка из бетона и стекла практически накрыла собою место, на котором в 1156 году возвели древнейшую московскую крепость. Проходя через Кутафью башню и поднимаясь по крутому Троицкому мосту на высокий Боровицкий холм (на 25 метров вверх), мы повторяем маршрут людей XII века, спешивших попасть из южных или западных городов во Владимир и в Суздаль. Их путь пролегал вдоль современных нам ориентиров – мимо входа в Государственный Кремлевский дворец (бывший Кремлевский дворец съездов), вниз по ступенькам к Патриаршему дворцу и далее через арку выводил на Соборную площадь, затем по южной оконечности (бровке) Ивановской площади вниз к Константино-Еленинским воротам, на Васильевский спуск и к Москве-реке. Археологические раскопки свидетельствуют, что рядом с крепостью (в северной части Соборной площади) во второй половине XII века активно начали селиться люди. И уже в конце XII столетия они замостили проходившую мимо грунтовую дорогу деревом.
В последнее время, общаясь с друзьями и ровесниками, мы пришли к выводу, что сейчас очень остро стоит проблема ухода молодежи из воскресных школ. Мы часто сталкиваемся с этим, когда занимаемся организацией мероприятий, слетов для молодежи. На наш взгляд, это очень серьезно. Начав анализировать, мы поняли, что существует целый ряд причин, по которым молодежь не посещает храмы, воскресные школы, слеты и приходские мероприятия. В нашем сообщении мы хотим поделиться нашими размышлении о причинах возникновения этой проблемы, а так же представить данные исследования в рамках 5-летнего проекта «Вера, которая всегда жива», проводившегося в разных странах компанией Barna Group в период с 2007 по 2011 год.
Стереотип внешности и поведения. Среди многих подростков бытует мнение, что в храмы, кроме бабушек, никто не ходит. Ходить в храм кажется скучным, ведь нужно стоять на службе, молиться, слушать зачастую непонятные и непривычные уху современного человека слова песнопений и молитв. Девушкам кажется, что нужно обязательно надеть старую мамину юбку до пола, цветастый бабушкин платок и квадратные ботинки. Всему виной стереотип, который порой поддерживается нашими же православными христианами.
Незнание. На многих приходах существуют воскресные школы, в которых кипит своя жизнь, существует какая-то деятельность, но об этом, кроме прихожан, никто не знает. Все проходит мимо молодежи, иногда и не представляющей, что такое современный православный приход. В качестве примера мы хотим представить отзыв одного из учащихся лицея г.Ногинска. Славу пригласила одна из организаторов на празднование Масленицы в Кудиново, и вот что он сказал: «Мне очень понравилось мероприятие и концерт, особенно запомнился кукольный спектакль в исполнении детей и родителей учащихся воскресной школы. Я был удивлен тем, что в храме проводятся такие мероприятия, даже расстроился немного и спрашивал, почему храмы не зовут другие организации, школы, ВУЗы в гости и почему в школах не делают объявления о том, что в храмах проводят такого рода мероприятия и праздники. В нашей школе распространено мнение о том, что в современных храмах только бабушки и совсем нет молодежи. Поэтому для многих сказать о том, что ты идешь в храм - стыдно! Побывав на праздновании Масленицы на православном приходе, я понял, что в храме есть чем заняться, что здесь кипит жизнь, и мне стало обидно, что эта жизнь проходит мимо многих! Я думаю, что если бы школьников вывозили на такие слеты и праздники, многие дети, молодежь и даже родители изменили бы в лучшую сторону свое мнение о вере, о Боге, о своей жизни, обществе и поведении».
Пословицы на тему стыда: Детей наказывай стыдом, а не кнутом. В ком есть Бог, в том есть и стыд. Не стыдно, коли никому не обидно. Глазам стыдно, а душа радуется. Стыдно сказать, а грех утаить. Бумага от стыда не краснеет. Девичий стыд до порога: переступила, так и забыла. Стыдливый покраснеет, а бесстыжий побледнеет. Бесстыдного гостя пивом из избы не выгонишь. Не стыдно молчать, когда нечего сказать. Стыд не иголка, глазам не колко. С сумой идти — стыдно, а сидеть дома — тошно. Пословицы на тему вины: Сама себя раба бьет, коли не чисто жнет. Он сам на себя в кнут узлов навязал. Он сам на себя палку подает. Он сам на себя нож точит. Он сам на себя плеть свил. Не знаешь чести, так палок двести. Чему посмеешься, тому и поработаешь. Потерял яичко — играй желвачком! Не умел шить золотом, так бей молотом! Вор ворует до поры до времени. Отольются кошке мышкины слезки. Отольются волку овечьи слезы. Отольются медведю коровьи слезы. Пословицы на тему извинения: Надменное извинение — еще одно оскорбление. Хам остается хамом, даже когда извиняется. Извинения — как выведенное пятно: что-то всегда остается. Несколько извинений выглядят менее убедительно, чем одно. Извиняться — закладывать фундамент для будущего проступка.