Объективные законы общественного развития реализуются в деятельности людей, преломляясь через призму их потребностей и интересов. Каким образом потребности людей влияют на развитие общества?
Деятельность, направленная на удовлетворение личных и общественных потребностей, борьба производителей за свои коренные интересы являются главным источником развития производства вообще, производительных сил в частности.
Производство и его законы, вся совокупность экономических законов общественного развития через потребности людей и их интересы определяют содержание и форму деятельности. Можно сказать, что объективные законы общественного развития реализуются в деятельности людей, преломляясь через призму их потребностей, интересов.
Потребность – это такое отношение общества, класса, социальной группы, личностей к условиям существования и развития, в котором выражается определенная необходимость в материальных и духовных ценностях. Все потребности человека в пище, одежде, жилье, в продолжении рода берут свое начало от мотиваций, что обеспечивает их индивидуальное и видовое самосохранение.
Потребности являются двигателем истории и движущей силой поведения отдельного человека, они действительная и единственная первопричина исторического процесса. Они исторически изменяются, но восходят к единым в триаде – витальным (жизненным), социальным, духовным. Потребности имеют объективный характер, они обусловлены уровнем развития производительных сил и производственных отношений общества.
Потребности находятся в противоречивом единстве с производством. С одной стороны, потребности обуславливают развитие общественного производства, толкают его к прогрессу.
Это не корректная постановка вопроса. В качестве исходного утверждения берется тезис, который требуется доказать. В истории можно найти неоднократные попытки переформатирования духовной основы общества. Задача историка дать оценку насколько это было успешно. Утверждать заранее, что эти попытки были безрезультатными - это не научный подход.
Можно привести большое количество примеров успешных попыток переформатирования общества. Возьмем, например, реставрацию Мэйдзи в Японии. Под реставрацией Мэйдзи понимают комплекс идеологических, гражданских, социальных и административных реформ в Японии 1868 - 1889, которые превратили отсталую аграрную страну в одно из наиболее динамично развивающихся индустриальных государств. Политика реставрации существенно изменила государственный строй, образование, религию и другие сферы жизни японцев. С реставрацией Мэдзи связывают формирование новой национальной идентичности японцев.
Другой пример успешного переформатирования нации - политика денацификации, которая проводилась после окончания Второй мировой войны в Германии и Австрии. Политика денацификации проводилась по инициативе союзников по антигитлеровской коалиции и была направлена на послевоенное очищение немецкого общества, культуры, политики, образования, экономики от влияния нацистской идеологии. В результате успешного проведения этой политики сформировались два по-существу новых государства, играющих очень существенную роль в формировании облика современной Европы.
Можно привести еще ряд примеров, связанных с формированием, например, светского государства в Турции в ходе реформ Ататюрка (начало 20 века), или формирования современной Индии и Пакистана.
Отдельная тема - реформирование российского государства в ходе реформ Ивана Грозного в 16 веке и реформ Петра Первого в 18 веке. Можно долго говорить о положительных сторонах и цене для общества этих реформ. Можно признать, что были моменты отката, отступления в ходе реформ, что далеко не всегда внешние реформы сразу приводили к глубинным изменениям в народном сознании и бытовой практике. Тем не менее, полного возврата к старой, дореформенной практике не происходило практически никогда.
Скажем в СССР в 20-х - 30-х годах двадцатого века была предпринята попытка построения полностью атеистического общества. Эта попытка проводилась ценой значительного насилия над советским обществом однако, цель не была достигнута, полностью отказаться от религии в СССР не удалось. Тем не менее, социальная значимость религии в обществе получила значительную трансформацию. Религия перестала трактоваться как доминирование одной формы религии в духовной жизни государства. Возникло представление о равноправном существовании в государстве нескольких религиозных направлений. В результате этого религия утратила доминирующее положение при формировании политического и экономического курса государства. Возникло представление о гражданском обществе, как основе сотрудничества людей, придерживающихся разных религиозных направлений. Понятия милосердия, гуманизма, человечности вышли за рамки одного религиозного направления и получили общее значение для всего общества в целом.