Верны ли следующие суждения о парламентской и президентскойреспубликах? а. в парламентской республике президент, как правило, органом.б. в президентской республике парламент назначается президентом.
Каждый излом украинской истории, каждая смена политического режима становились поводом для возобновления дискуссии о цивилизационном выборе Украины, об идентичности населения страны. В начале 90-х, на заре национального возрождения, которое так и не достигло своего зенита, среди обществоведов очень популярны были разговоры об особенностях украинского менталитета. Помнится, академик Ю.Пахомов тогда утверждал, что Украина имеет лучшие шансы осуществить рыночные реформы, чем Россия, поскольку менталитет украинских граждан выгодно отличается от менталитета россиян. Дескать, задатки мелкого собственника украинца в новых условиях будут более актуальны и востребованы, нежели коллективизм россиян. Два десятка лет а Украина так и не стала новым европейским «драконом».
Мечта по-украински: благополучие без усилий и риска пик интереса (прямого и опосредованного) к теме идентичности связан с периодом евроромантизма 2004–2005 г. По моему убеждению, первым толчком в череде множества других событий, которые вывели людей на Майдан, стало вступление стран Балтии, Венгрии, Польши, Словакии и Чехии в ЕС. Многих тогда это потрясло: как это так, соседей по лагерю (социалистическому) приняли в порядочную семью (европейскую) и усыновили (сделали полноправными членами). «Мы же тут, столько лет, в одной коммуналке…». А тут еще Руслана побеждает на фестивале молодых европейских талантов. Некоторых победа на музыкальном конкурсе дебютантов здорово раззадорила – «Да мы самые, что ни на есть европейцы, да нас Европа уже практически признала!». На Майдане Ющенко предстал как украинский Моисей, ведущий свой народ в землю обетованную (Европу) после тысячелетнего рабства египетского («совка»).
«Евромиф» продолжает будоражить воображение многих граждан нашей страны, полагающих, что только членство в ЕС может принести окончательное решение цивилизационного вопроса. Хотя, казалось бы, этот вопрос еще тысячу лет назад решил князь Владимир, окрестив своих подданных в Днепре. Но вот насколько мы сами, по своим социально-психологическим качествам и ценностным установкам, можем быть причислены к европейцам?
Классик социологии Макс Вебер полагал, что важнейший вклад в формирование Западной цивилизации и капиталистического хозяйствования внесла Реформация. В свою очередь, важнейшим идеологическим компонентом генезиса капитализма Вебер считал протестантское учение о призвании. В частности, согласно этому учению, профессиональная деятельность представлялась как жизненное призвание человека, форма служения Богу. Формула «профессия как призвание» показывает, насколько важное место принадлежит профессиональной деятельности в иерархии жизненных ценностей западного человека.
А что же украинские граждане? В рамках опроса населения Украины, проведенного в мае 2011 года Центром социального исследования «София», респондентам предложили указать, что свидетельствует о жизненном успехе человека. При этом респонденты могли выбрать из предложенного перечня несколько вариантов ответа или дать свой вариант ответа. Более трети о указали в качестве символов жизненного успеха следующее:
На Кубани испокон веков процветали ремесла. Сохранение опыта предков занимает особую нишу и сейчас. Яркое тому подтверждение традиционная выставка-ярмарка «Кубанские народные промыслы и ремесла». В эти выходные она уже в третий раз в центре Краснодара. Более 300 лучших мастеров и ремесленников из всех городов и районов Кубани, а также Крыма, Ярославской области, Ставропольского края, Адыгеи и Кипра поделились с пришедшими своими достижениями. На Соборной площади города собрались мастера гончарного дела, кузнецы, резчики по дереву, стеклодувы и ткачихи. Ежегодно они не только привозят результаты своей работы, но и рассказывают о тонкостях ремесла, материалах, которые используются при изготовлении, достижениях и планах. В основном, умельцы перенимают опыт промысла у своих дедов и прадедов. Сегодня успешно работают более 400 студий. В них занимаются более 6000 мастеров и ремесленников. Сохранить и продолжить традиции времен – главная цель.
Итак, одно из самых популярных по сей день – искусство художественной обработки дерева. Ресурсы лесов края сделали дерево доступным и самым популярным материалом в тележном, колесном, обозном, корытном, клепочном и других народных промыслах ещё в Казаки любили изготавливать из дерева мебель, расписные сундуки, наличники окон, резные зеркала и надкрылечные зонты. По-особенному на Кубани относились к деревянной посуде. Ею занимались во многих горных и предгорных станицах.
Следующее в списке традиционных ремесел – гончарное.
Самые древние сосуды, найденные при раскопках, относятся к эпохе энеолита (медно-каменного века). Это простые горшки, либо с округлым, либо с заостренным дном, которые лепились вручную, а затем обжигались в костре.
Форма дна неслучайна. В древности не было ровных столов, а изделия нестандартного решения было удобнее ставить на землю или в угли костра.
Расцвет этого ремесла начался в эпоху античности, с появлением на берегу Черного моря греческих поселений с гончарными мастерскими, где изготовленную посуду покрывали цветным лаком. Во времена средневековья и в более поздние века гончарное дело замедлило темпы развития. Связано это, в первую очередь, с войнами и переселениями народов.
Вообще по словам краеведов, всего можно выделить четыре главных района, где гончарное дело развивалось масштабнее прочих: станица Пашковская,Старощербиновская, Рождественская иБаталпашинская. Лучшие залежи гончарной глины на Кубани в станицеПашковской и Елизаветинской. Упор мастера делали на посуду и игрушки для детей. Соединяли гончарное производство с выделкой кирпича.
Сами формы кубанской керамики всегда были просты, орнамент яркий, чаще растительный. Используемые в быту кувшины, так называемые «глэчики», «макитры», миски, ситечки, кружки, корчаги для теста и рукомойники обрабатывали темно-зеленой и коричневой глазурью – «поливой». А вот выделить какие-либо особенности, характерные только керамике края достаточно сложно. Связано это с тем, что ремеслом занимались, в основном иногородние и переселенцы. Получалась, своего рода, солянка из опыта и традиций разных районов. Увидеть можно было мотивы не только русской, но и украинской и кавказской керамик. Кубанских гончаров всегда очень уважали. О них можно найти много текстов в фольклоре.
В 20-м веке глиняную посуду заменила стеклянная и железная. О пластике, наверное, и упоминать не стоит. Однако, истинные ценители прекрасно понимают пользу посуды из натуральной глины для здоровья и все её эстетические качества.
Сейчас традицию гончарного ремесла продолжают керамические мастерские в самом Краснодаре, в станице Холмской Абинского района, в Лабинском районе,Славянске-на-Кубани и посёлке Мезмай Апшеронского района.
Ещё одно из древнейших народных промыслов восточных славян – лозоплетение. Привезли его на Кубань из Украины черноморские казаки в конце XVIII века. Из лозы делали невероятное количество предметов – от элементарных корзин для покупок и хранения продуктов, до плетней и хозяйственных построек. Из гибкой, золотистой ивовой лозы плели овчарни.
Традиции кубанского лозоплетения продолжают и современные умельцы. Встанице Пашковской, например, живёт потомственная мастерица из казачьей семьи Валентина Трофимовна Жук. Её изделия, среди которых даже перстни из ивовой лозы, обычно забирают за границу туристы.