Эпоха формирования и развития первобытно-общинных отношений имеет огромное значение в истории человечества. Она начинается с выделения человека из мира животных. На протяжении этой эпохи были заложены основы всего дальнейшего развития материальной и духовной культуры человеческого общества.
«Эта «седая древность» при всех обстоятельствах останется для всех будущих поколений необычайно интересной эпохой, потому что она образует основу всего позднейшего более высокого развития, потому что она имеет своим исходным пунктом выделение человека из животного царства, а своим содержанием — преодоление таких трудностей, которые никогда уже не встретятся будущим ассоциированным людям»(Ф. Энгельс, Анти-Дюринг, Госполитиздат. 1953, стр. 109.),— писал об эпохе первобытно-общинного строя Фридрих Энгельс.
Происхождение человека.
Процесс формирования человека и развития первобытно-общинного строя состоит из ряда последовательных этапов В. И. Ленин в своём произведении «Государство и революция», говоря о первоначальных стадиях человеческого развития, упоминает о «стаде обезьян, берущих палки», о «первобытных людях» и о «людях, объединенных в клановые общества» (родовые общины) (См. В. И. Ленин, Государство и революция, Соч., т. 25, стр. 361.). Эти определения приняты советской наукой для обозначения трёх различных последовательно сменявшихся этапов эволюции человека и становления общества.
Первые два этапа являются временем выделения наших древнейших предков из мира животных. Они стали вследствие этого и поворотным пунктом в истории нашей планеты, открыв длительный, тяжёлый и сложный, но великий путь развития труда и общества, который шёл от бессилия перед природой ко всё возрастающей власти человека над ней.
Чтобы полнее представить ход событий на этих первых этапах истории человека, а также и на всём протяжении первобытной истории, необходимо прежде всего иметь в виду ту естественно-географическую обстановку, те события в истории земного шара, на фоне которых происходили изменения в жизни наших отдалённых предков, во многом тесно связанные с изменениями в окружавшей их природе.
Как известно, история Земли делится на четыре эры: архейскую, палеозойскую, мезозойскую и кайнозойскую. Последняя эра продолжается и в настоящее время. Каждая из этих эр делится в свою очередь на ряд периодов. Только во второй половине архейской («первоначальной») эры, продолжавшейся около l1/2 млрд. лет, на земле возникает жизнь, сначала в виде простейших организмов, затем водорослей, губок, кишечнополостных, моллюсков, кольчатых червей. Иногда время появления жизни на земле выделяют в особую эру — протерозойскую (эру «ранней жизни»). В палеозойской эре (эре «древней жизни»), продолжавшейся около 325 млн. лет, появляются рыбы, насекомые, земноводные, пресмыкающиеся, а также наземные споровые растения. Мезозойская эра (эра «средней жизни»), продолжавшаяся около 115 млн. лет, явилась временем развития исполинских пресмыкающихся. Кайнозойская эра (эра «новой жизни», время господства млекопитающих) делится на два больших периода: третичный и четвертичный.
Стремление к справедливости – вечное стремление человечества, и вопрос о том, что такое справедливость, выступает как вечный вопрос философии. И этот вопрос становится все более важным по мере того, как растет население земного шара. И он становится все более неотложным, поскольку мы констатируем также рост числа тех, кто не только стремится к справедливости, а хочет ее и, отчаиваясь получить ее, берется за оружие, которым уничтожает людей наугад и в том числе самих себя. Рост терроризма характерен для нескольких последних десятилетий при том, что в эти десятилетия основным вопросом в повестке дня «международного сообщества» был вопрос о мире и развитии – экономическом, социальном и культурном. К чему же стремятся и чего хотят люди? Иными словами, что такое справедливость?
В течение двадцати пяти столетий на этот вопрос давались и все еще даются разные ответы, что приводит большинство в недоумение. Всякая ли попытка ответить на этот вопрос обречена быть всего лишь одной из множества возможных? Не исключено; но, несмотря на впечатление, создаваемое историей философии, если мы все еще хотим попытаться дать когнитивно оправдываемый ответ на вопрос о том, что такое справедливость, или оценить существующие ответы на него с точки зрения такой оправдываемости, то куда нам следует смотреть? Последний вопрос – эпистимологический, на который без подробного рассмотрения невозможно ответить.
Спор ведется не только об оценке частных случаев, о правилах или системе правил для оценки таких случаев: расхождения во взглядах касаются самих критериев справедливого и несправедливого. Некоторые концепции справедливости делают центральным понятие индивидуальных заслуг, тогда как другие выдвигают на первый план принцип равенства; некоторые апеллируют к стандарту полезности, другие не допускают мысли, что принесение в жертву интересов отдельных людей можно компенсировать благоденствием общества в целом: одни отводят решающую роль в поддержании справедливого правопорядка государству, другие залог справедливости видят в минимизации его функций.
Справедливость является одним из принципов, регулирующих взаимоотношения между людьми по поводу распределения, в том числе взаимного, социальных ценностей. Социальные ценности понимаются в самом широком смысле. Это – свобода, благоприятные возможности, доходы и богатства, знаки престижа и уважения и многое другое. Уже из простого перечисления социальных ценностей видно, что справедливость – это принцип, регулирующий отношения между людьми как членами общества и, в качестве таковых, имеющими определенный статус, наделенными обязанностями и правами. Понятие справедливости, прежде всего, фиксирует реальное положение личности в обществе, выступает для нее как бы социально-нравственной гарантией от общественного произвола. Эта сторона справедливости основывается на создании того, что нормальная жизнь общества невозможна без удовлетворения элементарных экономических, правовых потребностей его граждан, без охраны с его стороны прав и свобод личности. Тесная зависимость категории справедливости от всей системы социально-экономических отношений общества обязывает, на наш взгляд, при ее анализе выделить два аспекта – социально-правовой и нравственный.