Возникновение тоталитарных режимов 20-го века было обусловлено рядом следующих обстоятельств:
1. Нарастание могущества идеологий. Тоталитаризм предполагает установление в качестве обязательной одной, единственной идеологии. В ситуации ожесточенной борьбы политических доктрин в начале 20-го века, победа одной из них увеличивала вероятность установления идеологической монополии.
2. Ломка структуры традиционных и меняющихся обществ. Тоталитаризм возникает на руинах прежнего социального уклада. Новой интегрирующей силой, при этом, становится тотальная идеология. Рухнувшие своды царской России и кайзеровской Германии позволили на выжженной хаосом земле выстроить цитадели устрашающей силы, которых не знала История - советский и нацистский тоталитаризм.
3. Кризис религии, науки. Реконструкция общества (что является целью тоталитаризма) предполагает, прежде всего, реконструкцию сознания человека. Однако рождению новых стереотипов поведения и восприятия должно предшествовать очищение сознания людей от старых ориентаций - от их духовных "точек опоры". Нигилизм, скепсис, атеизм блестяще справились с этой задачей. Феномен вождизма (непреложный атрибут тоталитарного общества) также связан – через усиление эффекта толпы - с утратой традиционной системы самоограничения и самодисциплины.
4. Общая милитаризация международных отношений. После первой мировой войны - казавшейся тогда апофеозом механизированного истребления народов - каждое государство считало необходимым превратить себя в крепость, ощетинившуюся всеми доступными средствами уничтожения. Однако адекватная уровню тогдашних угроз военная мобилизация общества требовала принципиальных изменений в организации производительных сил. Наилучшим образом с этой задачей справились СССР с его тотальной централизацией экономики и нац. Германия с олигархической полувоенной организацией экономической сферы.
Попробуем оценить текущее положение с учетом приведенного перечня обстоятельств:
1.Концу 20-го, началу 21-го веков присуща утрата веры в современные идеологии. Компромиссы между различными доктринами не позволят одной из них превратиться в гегемона общественных отношений. Однако увеличивается линия разлома между различными культурно-религиозными укладами. Очевидно, именно «цивилизационные» блоки раздуют пожар нового мирового противостояния. Возможно, на почве этого будет создан некий гибрид идеологической и теократической диктатуры.
2.То, что современные общества продолжают разлагать свое культурное наследие не вызывает сомнение (во всяком случае, у большинства людей) . Европа обрушивается под тяжестью своего величественного строения, ибо уже не может примирить достижения научного прогресса с небесспорными достижениями гуманизма и терпимости. Протестантская Северная Америка более не сдерживать натиск порожденного ею же КУЛЬТУРНОГО ГЕНОЦИДА. Про Россию вообще промолчим… Да, это питательная среда для современного аналога тоталитаризма!
3.Вопреки оценкам Хантингтона, считаю, что религиозный реннесанс сейчас может наблюдаться только в традиционных мусульманских странах. Однако, я не исключаю возникновение «христианской реакции» . И тогда нам предложат не сменить религию на светское учение в форме идеологии, как было в начале 20-го века, а заполнить свое сознание новой радикальной теократической доктриной.
4.Милитаризация общественных отношений пока ещё не достигла своего апогея, но и не отошла на второй план в текущей повестке дня. В этом плане исключение составляют опять же Иран и прочие «столпы» исламистско-националистического уклада. Футурологи также считают, что в современных обществах расширились возможности для тотальной слежки за людьми, благодаря новейшим техническим достижениям. Но, поскольку эти устройства, видимо, сильно засекречены, мне трудно судить об их роли в организации жизни общества, не впадая в конспирологию. )))
Итак, мой прогноз: 70% вероятности возникновения в ближайшие 100 лет аналога тоталита
Объяснение:
Социальная структура (от лат. structure — строение, расположение, порядок) общества — строение общества в целом, совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных групп, а также отношения между ними.
В основе социальной структуры лежит общественное разделение труда, наличие специфических потребностей и интересов, ценностей, норм и ролей, образа жизни и иных признаков различных социальных групп.
Роль социальной структуры:
1) организует общество в единое целое;
сохранению целостности и стабильности общества.
Социальные отношения — это определённые устойчивые связи между людьми как представителями социальных групп.
Два характера социальных отношений
Сотрудничество
Соперничество
1) Выражено в обоюдной заинтересованности, выгодности отношений для обеих сторон.
2) Направлено на достижение возникающей совместной цели, что содействует также укреплению взаимопонимания, партнёрства, дружбы.
3) Связано с такими качествами, как верность, признательность, уважение, поддержка и т. п.
1) Выражено в стремлении опередить, отстранить, подчинить или уничтожить соперника.
2) Связано с отсутствием общих, совместных целей; каждая сторона считает соперника, его социальные позиции, действия препятствием на пути достижения цели.
Соперничество в социальных отношениях часто приводит к социальным конфликтам.
В зависимости от состава участников социальные отношения подразделяются на следующие виды:
1) Социально-групповые — отношения между классами, социальными слоями и др.
2) Социально-демографические — отношения между мужчинами, женщинами, детьми, молодежью, пенсионерами и др.
3) Социально-этнические — отношения между нациями, народностями, национальными и этнографическими группами и др.
4) Социально-профессиональные — отношения между трудовыми коллективами, профессиональными объединениями.
5) Межличностные — отношения человека с окружающими его людьми.
Социальная стратификация (от лат. stratum — слой, настил и facere — делать) — это система, включающая множество социальных образований, представители которых различаются между собой неравным объёмом власти и материального богатства, прав и обязанностей, привилегий и престижа.
Страта — это реальная, эмпирически фиксируемая общность, социальный слой, группа людей, объединённая каким-либо общим социальным признаком (имущественным, профессиональным, уровнем образования, властью, престижем и др.).
Социальная дифференциация (от лат differentia — различие) — это разделение общества на различные социальные группы, которые занимают в нём разное положение.
Согласно теории стратификации современное общество является слоистым, многоуровневым, внешне напоминающим геологические наслоения.
Стратификация имеет две существенные характеристики:
1) верхние слои находятся в более привилегированном положении (в отношении обладания ресурсами или возможностями получения вознаграждения) по отношению к нижним слоям;
2) верхние слои значительно меньше нижних по количеству входящих в них членов общества.
Различные социальные группы занимают разное положение в обществе, которое определяется неодинаковыми правами и привилегиями, ответственностью и обязанностями, собственностью и доходами, отношением к власти и влиянием среди членов своего сообщества.
Исторические типы стратификационных систем
Наименование
системы
Её сущность
Рабство Рабство — это единственная в истории форма социальных отношений, когда один человек выступает собственностью другого, лишённый всяких прав и свобод. Форма максимально жёсткого закрепления людей в низших стратах.
Кастовая система Каста — социальная группа, членством в которой человек обязан исключительно своему рождению. Существует детальная регламентация в деятельности каждой касты.
Сословная система Сословие — социальная группа, обладающая правами и обязанностями, закреплёнными обычаем или юридическим законом и передаваемыми по наследству. Права и обязанности каждого сословия определяются законом и освящаются религией.
Классовая система Класс — большая социальная группа, различающаяся по её роли во всех сферах жизнедеятельности общества, которая формируется и функционирует на основе коренных социальных интересов. Принадлежность к классам не регламентируется властями, не устанавливается законодательно и не передаётся по наследству.
Исторические типы стратификации
Наименование социальной группы
Её сущность
Примеры
Возникновение
Каста (от лат. castus — чистый)
Социальная группа, обладающая пожизненно закреплённым от рождения религиозным правилом и передаваемыми по наследству правами и обязанностями.
Брахманы (священники), кшатрии (воины), вайшии (земледельцы), шудры (слуги).
Древняя Индия
Сословие