ответ
Основные сферы жизни общества: экономическая, социальная, политическая и духовная
Сфера жизни общества — определенная совокупность устойчивых отношений между социальными субъектами. Сферы общественной жизни представляют собой крупные, устойчивые, относительно самостоятельные подсистемы человеческой деятельности.
Традиционно выделяют четыре основные сферы общественной жизни:
социальную (народы, нации, классы, половозрастные группы и т.д.)
экономическую (производительные силы, производственные отношения)
политическую (государство, партии, общественно-политические движения)
духовную (религия, мораль, наука, искусство, образование).
Социальная сфера — это отношения, которые возникают при производстве непосредственной человеческой жизни и человека как социального существа.
В социальной философии и социологии — это сфера жизни общества, включающая в себя различные социальные общности и связи между ними. В экономике и политологии под социальной сферой часто понимают совокупность отраслей, предприятий, организаций, задачей которых является повышение уровня жизни населения; при этом к социальной сфере относят здравоохранение, социальное обеспечение, коммунальное обслуживание и т.д.
Экономическая сфера — это совокупность отношений людей, возникающих при создании и перемещении материальных благ. Экономическая сфера — область производства, обмена, распределения, потребления товаров и услуг. Для того чтобы произвести нечто, необходимы люди, инструменты, станки, материалы и т.д. - производительные силы. В процессе производства люди вступают в разнообразные отношения друг с другом - производственные отношения. Производственные отношения и производительные силы в совокупности составляют экономическую сферу жизни общества:
производительные силы — люди (рабочая сила), орудия труда, предметы труда;
производственные отношения - производство, распределение, потребление, обмен.
Политическая сфера — это отношения людей, связанные прежде всего с властью, которые обеспечивают совместную безопасность. Cовременный термин «политика» сейчас употребляется для выражения общественной деятельности, в центре которой стоят проблемы приобретения, использования и удержания власти. Элементы политической сферы можно представить таким образом:
политические организации и институты — социальные группы, революционные движения, парламентаризм, партии, гражданство, президентство и т.д.;
политические нормы - политические, правовые и моральные нормы, обычаи и традиции;
политические коммуникации - отношения, связи и формы взаимодействия между участниками политического процесса, а также между политической системой в целом и обществом;
политическая культура и идеология — политические идеи, идеология, политическая культура, политическая психология.
Духовная сфера — это область идеальных, нематериальных образований, включающих в себя идеи, ценности религии, искусства, морали и т.д.
Структура духовной сферы жизни общества в наиболее общих чертах такова:
религия— форма мировоззрения, основанная на вере в сверхъестественные силы;
мораль— система нравственных норм, идеалов, оценок, поступков;
искусство— художественное освоение мира;
наука— система знаний о закономерностях существования и развития мира;
право— совокупность норм, поддерживаемых государством;
образование— целенаправленный процесс воспитания и обучения.
6.Диалектика общества и природы. Глобальные проблемы.
Диалектика природы и общества есть процесс развивающийся , объективный и противоречивый. Используя гегелевскую схему развития противоречия, можно выделить ряд этапов взаимодействия общества и природы.
Первый этап характеризует процесс становления общества. Он охватывает период от возникновения вида Homo sapiens до появления скотоводства и земледелия. Второй этап взаимодействия природы и общества связан с возникновением и развитием скотоводства и земледелия, что характеризует переход к "производящей" экономике, поскольку человек начал активно преобразовывать природу, производить не только орудия труда, но и средства существования. Начало третьего этапа взаимодействия природы и общества связано с развертыванием промышленной революции ХVIII века в Англии.
Основные сферы жизни общества: экономическая, социальная, политическая и духовная
Сфера жизни общества — определенная совокупность устойчивых отношений между социальными субъектами. Сферы общественной жизни представляют собой крупные, устойчивые, относительно самостоятельные подсистемы человеческой деятельности.
Традиционно выделяют четыре основные сферы общественной жизни:
социальную (народы, нации, классы, половозрастные группы и т.д.)
экономическую (производительные силы, производственные отношения)
политическую (государство, партии, общественно-политические движения)
духовную (религия, мораль, наука, искусство, образование).
Социальная сфера — это отношения, которые возникают при производстве непосредственной человеческой жизни и человека как социального существа.
В социальной философии и социологии — это сфера жизни общества, включающая в себя различные социальные общности и связи между ними. В экономике и политологии под социальной сферой часто понимают совокупность отраслей, предприятий, организаций, задачей которых является повышение уровня жизни населения; при этом к социальной сфере относят здравоохранение, социальное обеспечение, коммунальное обслуживание и т.д.
Экономическая сфера — это совокупность отношений людей, возникающих при создании и перемещении материальных благ. Экономическая сфера — область производства, обмена, распределения, потребления товаров и услуг. Для того чтобы произвести нечто, необходимы люди, инструменты, станки, материалы и т.д. - производительные силы. В процессе производства люди вступают в разнообразные отношения друг с другом - производственные отношения. Производственные отношения и производительные силы в совокупности составляют экономическую сферу жизни общества:
производительные силы — люди (рабочая сила), орудия труда, предметы труда;
производственные отношения - производство, распределение, потребление, обмен.
Политическая сфера — это отношения людей, связанные прежде всего с властью, которые обеспечивают совместную безопасность. Cовременный термин «политика» сейчас употребляется для выражения общественной деятельности, в центре которой стоят проблемы приобретения, использования и удержания власти. Элементы политической сферы можно представить таким образом:
политические организации и институты — социальные группы, революционные движения, парламентаризм, партии, гражданство, президентство и т.д.;
политические нормы - политические, правовые и моральные нормы, обычаи и традиции;
политические коммуникации - отношения, связи и формы взаимодействия между участниками политического процесса, а также между политической системой в целом и обществом;
политическая культура и идеология — политические идеи, идеология, политическая культура, политическая психология.
Духовная сфера — это область идеальных, нематериальных образований, включающих в себя идеи, ценности религии, искусства, морали и т.д.
Структура духовной сферы жизни общества в наиболее общих чертах такова:
религия— форма мировоззрения, основанная на вере в сверхъестественные силы;
мораль— система нравственных норм, идеалов, оценок, поступков;
искусство— художественное освоение мира;
наука— система знаний о закономерностях существования и развития мира;
право— совокупность норм, поддерживаемых государством;
образование— целенаправленный процесс воспитания и обучения.
6.Диалектика общества и природы. Глобальные проблемы.
Диалектика природы и общества есть процесс развивающийся , объективный и противоречивый. Используя гегелевскую схему развития противоречия, можно выделить ряд этапов взаимодействия общества и природы.
Первый этап характеризует процесс становления общества. Он охватывает период от возникновения вида Homo sapiens до появления скотоводства и земледелия. Второй этап взаимодействия природы и общества связан с возникновением и развитием скотоводства и земледелия, что характеризует переход к "производящей" экономике, поскольку человек начал активно преобразовывать природу, производить не только орудия труда, но и средства существования. Начало третьего этапа взаимодействия природы и общества связано с развертыванием промышленной революции ХVIII века в Англии.
Памятник русского феодального права XV века, созданный в эпоху правленияИвана III. Составление Судебника длительное время приписывалось дьякуВладимиру Гусеву, однако, по мнению Л. В. Черепнина, поддержанному и другими историками, в оригинальном документе имелась описка и речь шла оказни упомянутого Гусева[1]. По мнению того же Черепнина, наиболее вероятными составителями Судебника были князь И. Ю. Патрикеев, а также дьяки: Василий Долматов, Василий Жук, Фёдор Курицын[2].
2)тысяча «лучших слуг», отобранная из состава знати и дворянства в 1550 г. Они должны были получить поместья в Подмосковье (Московском, Звенигородском, Дмитровском уездах). Избранная тысяча формировала костяк дворянства, военачальников и высших административных чинов.Стреле́ц — выборный служилый человек «по прибору» в XVI — начале XVIII веков; всадник или пехотинец, вооружённый «огненным боем». Стрельцы в России составили первое регулярное войско. Некоторые иностранцы их называли «мушкетёрами»
Князь ЯрополкКнязь Владимир I СвятойКнязь СвятополкКнязь Ярослав МудрыйКнязь Владимир МономахКнязь Юрий ДолгорукийКнязь Андрей БоголюбскийАлександр НевскийКнязь Иван I КалитаКнязь Дмитрий ДонскойВасилий IКнязь Иван IIIВасилий IIВасилий IIIИван IV ГрозныйБорис ГодуновМихаил РомановАлексей МихайловичПетр IАнна ИоановнаЕлизавета ПетровнаПетр IIIЕкатерина IIПавел IАлександр IНиколай IАлександр IIАлександр IIIНиколай IIФеодальная раздробленностьЗолотая орда и РусьФедор ИоанновичШпаргалка к экзаменамПерсоналии и биографииТаблицы и схемыИсторические терминыИстория земства и земских учрежденийИсторические дворцовых переворотовСмутное времяВоенная история РоссииИстория России / Иван IV Грозный / Создание стрелецкого войскаИстория создания стрелецкого войскаИзначально древнеславянское слово «стрелец» обозначало лучника, который являлся очень важной единицей любого войска эпохи Средневековья. Но позже в России так начали именовать представителя первый регулярных войск. На смену пищальникам-ополченцам в 1550 году (формирование стрелецкого войска было начато в 1540ые годы при Иване Грозном) приходит стрелецкое войско, которое насчитывало три тысячи человек и были разделены на шесть приказов-статей, по пять сотен человек в каждом. Командовать стрелецкими статьями назначали голов из боярских детей (Яков Степанов сын Бундов, Фёдор Иванов сын Дурасов, Василий Фуников сын Прончищев, Иван Семёнов сын Черемесинов, Матвей Иванов сын Ржевский и Григорий Жёлобов сын Пушешников). Также боярскими детьми выступали и сотники стрелецких статей. Стрельцов расквартировали в пригородной Воробьёвой слободе и определили им жалование по четыре рубля в год (головы и стрелецкие сотники получали поместные оклады). Именно эти стрельцы составили московский постоянный гарнизон.Таким образом, указом царя было положено начало соединению царской рати – стрелецкого войска. Первым боевым крещением московских стрельцов была битва при штурме Казани (1552 год), после чего они воевали во всех основных исторических военных кампаниях. В мирное же время городовые и московские стрельцы несли гарнизонную службу (им было положено выполнять в городах функции пожарных и полиции).К началу семнадцатого века численность русского стрелецкого войска составляла до двадцати тысяч военных, из которых около половины было московских. Общая численность стрельцов к 1632 году уже составляла 33 775 человек, а к восьмидесятому году была увеличена до 55 тысяч. Пополнение стрелецких войск в основном осуществлялось за счёт прибавления московских воинов, которых на 1678 год насчитывалось 22 504 человек (двадцать шесть полков).Чтобы управлять стрелецким войском в 1550х годах образуется Стрелецкая изба, которая спустя время переименовывается в Стрелецкий приказ. Продовольствие, а также необходимые стрельцам денежные средства поступали из разных ведомств.В семнадцатом веке стрельцы стали активными участниками многих политических процессов, которые происходили в стране и не единожды с оружием в руках противостояли правительству (восстание 82 года и бунт 98). Исследователи считают, что именно это и побудило Петра Первого ликвидировать стрелецкое войско.