В ряду теоретических понятий, которые обозначают примерно одно и то же: школьная среда, пространство детства, правовое пространство школы (все это среда обитания детей, в той или иной степени педагогизированная, окультуренная) – существует и такое понятие как дисциплина школы, или школьная дисциплина. Это понятие воспринимается школьным сообществом сугубо на бытовом уровне, как данность, как температура тела, о которой нечего лишний раз думать, если она нормальна. С данной ценностью не хочется лишний раз целенаправленно работать… Пока ничего не случилось. Случится – начинаем школьную дисциплину укреплять. Со временем меняются и представления о воспитании. Сегодня нам стали более понятны многие особенности детской психики и мы уже не можем больше применять прежние дисциплинарные крайности. К дисциплинарным крайностям относятся: 1. Крики. 2. Авторитарный стиль общения. 3. Словесное оскорбление (унижение, высмеивание). 4. Рукоприкладство. 5. Выставление двоек за поведение. 6. Удаление из класса. 7. Вызов директора или завуча.Хочется остановиться на первых трёх пунктах, так как они более распространены, употребляемы учителями. Если учитель ведёт себя агрессивно (кричит, оскорбляет, угрожает, делает враждебные замечания, категорически требует), то эта агрессия переходит учащемуся, как защита от нападок учителя. Поэтому на уроках мы можем услышать высказывания типа: «Девятый класс! Вы распустились до крайности!» или «Так, орать мне здесь не надо! Если хотите что-то сказать – подняли руку! Вас что не учили, как мы работаем на уроке?!» После этого агрессия учителя тут же передается учащимся.Такая ситуация объясняется прежде всего склонностью детей перенимать и копировать агрессивные речевые действия. В первую очередь это касается младших и отчасти средних школьников, чье поведение, как известно, характеризуется повышенной склонностью к подражанию. Поэтому, добиваясь сиюминутных целей послушания, поддерживания дисциплины на уроке, учитель невольно вырабатывает у учащихся – жертв своей агрессии – ответную агрессивную реакцию.
Равнодушным к описываемым в повести событиям не останется ни один читатель любого возраста. Хотя они были уже давно, но вроде и совсем недавно. Ясно точно одно: они не должны никогда повториться!
Мирная жизнь 9-летнего мальчугана Бруно в процветающем Берлине. Отец Бруно офицер, который носит на рукаве так идущую ему красную повязку с черным крестом. Есть еще мама и старшая сестра. По приказу начальника папы, Фурора, они переезжают на новое место службы. Папа горит желанием сделать себе карьеру и он охотно соглашается, хотя другие члены семьи были против переезда.
Лагерь в "Ай-Выси", в котором все одеты в полосатую одежду, находится рядом с местом жительства Бруно и он часто туда ходит, испытывая чувство зависти к тем детям, которые за колючей проволокой. Он смотрел фильм про это лагерь, в котором рассказывалось о тамошних детях, играющих там, где им захочется. Он знакомится с еврейским мальчиком Шмуэлем из лагеря "Ай-Выси" и удивляется его худобе. Ведь Бруно не понимал о том, что на самом деле происходит в лагере. А почему на нем желтая нашивка в виде шестиконечной звезды? Почему к Шмуэлю нельзя в гости? Многого он не понимал. Ему запретили общаться со Шмуэлем, но он тайно к нему бегал, что в конце концов привело его самого в этот лагерь.
Бруно наивен и не понимает творящегося в лагере, но читателю сразу ясно, что за ужасы происходят в "Ай-Выси" - Аушвице, хотя автором не описывается. Отец Бруно имел положительные взгляды на то, что можно уничтожать миллионы людей. В конце повести его семья рушится, а спустя некоторое время его арестовывают другие военные.
Тяжело читать о последнем трагическом событии: мальчик Бруно вместе со Шмуэлем погибает в газовой камере.
Много жизней загублено в Аушвице и в других подобных лагерях смерти, созданных фашистами. В наше время опять стали слышны призывы нацистов, вдохновляемых идеями Гитлера. Чтобы не повторились события тех времен, нужно уже сейчас приложить максимум возможностей для предотвращения возрождения фашизма.