501-я стройка – это участок проекта «Чум – Салехард – Игарка», по которому строилась железная дорога на огромной территории северной части нашей страны. Преимущественно силами заключенных за четыре года были проложены сотни километров железнодорожного полотна. Брошенные лагерные объекты, расположенные вдоль полотна, уже давно стали популярными туристическими объектами. Многие стремятся привезти отсюда «сувенир» на память или сделать эффектное селфи на фоне развалившихся бараков.
Сначала дорога спускается на лед Оби и идет пару километров по реке, потом раздваивается. Налево отходит зимник к Яр-Сале, а нам направо — в Надым. Тут меня (я был за рулем в этот момент) ждал первый сюрприз: я не умею ездить по перекатам. На первом же немного сложном участке я хорошенько посадил наш микроавтобус в снег. Выкопались и выдернули его с Скорохода на Л200. Пока этим занимались, нас обогнала колонна Уралов (предложив которые ехали на 150-й километр зимника, где находится база дорожных рабочих.
В темноте встретили первые следы 501-й стройки — остатки насыпи и какой-то мост. Через некоторое время зимник вышел на трассу Мертвой дороги и далее шел рядом с ее насыпью, по лесу. Тут, на 70-м километре, мы встретили страх и ужас всей поездки. Тут решалась судьба всей экспедиции…
Небольшая речка, вытекавшая из леса, разлилась перед насыпью и образовала замерзшее озеро. С хорошим уклоном в сторону насыпи. Прямо по центру — две огромные вымоины во льду, где Урал провалился по ступицы (глубина проруби была установлена народным методом тыканья в неё палкой). Слева, около леса, можно было бы проехать, но туда надо было забраться по чистому и очень скользкому льду. Справа лед заканчивался, и был метровый обрыв, куда провалился какой-то грузовик, оставив на снежном бруствере прекрасные отпечатки боковинок колес. В общем, на тот момент нам казалось, что тут не проехать.
Пока решали, что делать, нас догнал одинокий грузовик, который вез рабочих на базу. Водитель, молодой парень, спросил, чего мы встали, не нужна ли Мы сказали, что нет, так как у него не вертолет :) Он хмыкнул, пожелал удачной дороги и без проблем преодолел эти полыньи. Тут нам совсем стало тоскливо, и мы решили вернуться на 65-й километр, где есть небольшая площадка. Переночуем там и решим, что делать дальше.
В довершение ситуации у Скорохода прохудилась пластиковая канистра с соляркой и облила весь его гиперкуб и все его внутренности дизтопливом. Это нас совершенно подкосило, и мы находились в весьма подавленном состоянии. Решили, что утром вернемся к тому месту и снова попробуем проехать на свежую голову и дневной свет. Если не получится, то вернемся в Салехард и другим зимником поедем обратно.
Итак, утро восьмого дня экспедиции. Мы его встретили на 65-м километре зимника Салехард — Надым.
Мухомор - Среди всех грибов мухомор выделяется ярким внешним видом. Его ярко-красная шляпка покрыта белыми точками, а ножка белая, с «юбочкой». Часто мухоморы растут целым семейством из больших и маленьких грибов, стоящих рядом. Издали их вообще можно принять за маленькие цветочки. Мухомор красиво смотрится в густой зеленой траве на лесной поляне. Он сразу привлекает внимание. Жаль, но он никогда не попадет в корзинку грибника. Мухоморы нельзя собирать и есть, потому что они ядовитые. Человек, который скушает этот гриб, отравится и может умереть. Поэтому лучше всего просто любоваться мухоморами в лесу.
Лисички — хорошо узнаваемые грибы, распространенные в России. Чаще всего они растут большими группами, на открытых местах в хвойных, березовых и смешанных лесах. Встретить их можно с начала лета до конца осени. Свое название эти грибы получили из-за окраски, схожей с цветом лисьего меха.Среди других грибов лисички выделяются яркой оранжево-желтой расцветкой, а также тем, что шляпка и ножка у них составляют единое целое. Шляпка гладкая, может быть неправильной формы, с волнистыми краями. Отделить кожицу от мякоти непросто. Сама мякоть мясистая, беловато-желтая, на вкус кисловатая, имеет запах сушеных фруктов. Ножка плотная, бывает чуть светлее шляпки, внизу более узкая, чем вверху. Благодаря содержащимся в них веществам, эти грибы никогда не бывают червивыми.
Забайкальские казаки шили зимние шапки из шкуры гурана, самца косули, сохраняя рожки молодой косули. Этот головной убор напоминал голову гурана, и вводил в заблуждение на охоте.