Внешнее строение Дождевой червь имеет почти круглое в поперечном разрезе тело длиной до 30 см; насчитывают 100-180 сегментов, или члеников. В передней трети тела находится утолщение – поясок (его клетки функционируют в период полового размножения и откладки яиц). По бокам каждого сегмента развиты по две пары коротких упругих щетинок, которые животному при передвижении в почве. Тело имеет красновато-коричневую окраску, светлее на плоской брюшной и темнее на выпуклой спинной стороне. Внутреннее строение Характерной особенностью внутреннего строения является то, что у дождевых червей развиты настоящие ткани. Снаружи тело покрыто слоем эктодермы, клетки которой образуют покровную ткань. Кожный эпителий богат слизистыми железистыми клетками. Мышцы Под клетками кожного эпителия находится хорошо развитая мускулатура, состоящая из слоя кольцевых и находящегося под ним более мощного слоя продольных мышц. Мощные продольные и кольцевые мышцы меняют форму каждого членика отдельно. Дождевой червь попеременно то сжимает и удлиняет их, то расширяет и укорачивает. Волнообразные сокращения тела позволяют не только ползти по норке, но и раздвигать почву, расширяя ход. Пищеварительная система Пищеварительная система Пищеварительная система начинается на переднем конце тела ротовым отверстием, из него пища поступает последовательно в глотку, пищевод (у дождевых червей в него впадают три пары известковых желёз, поступающая из них в пищевод известь служит для нейтрализации кислот гниющих листьев, которыми питаются животные). Затем пища переходит в расширенный зоб и небольшой мускульный желудок (мышцы в его стенках перетиранию пищи). От желудка почти до заднего конца тела тянется средняя кишка, в которой под действием ферментов пища переваривается и всасывается. Непереваренные остатки поступают в короткую заднюю кишку и выбрасываются наружу через заднепроходное отверстие. Дождевые черви питаются полусгнившими остатками растений, которые они глотают вместе с землёй. При прохождении по кишечнику почва хорошо перемешивается с органическими веществами. Экскременты дождевых червей содержат в пять раз больше азота, в семь раз больше фосфора и в одиннадцать раз больше калия, чем обычная почва. Кровеносная система Кровеносная система Кровеносная система замкнутая, состоит из кровеносных сосудов. Вдоль всего тела над кишечником тянется спинной сосуд, а под ним – брюшной. В каждом сегменте их объединяет кольцевой сосуд. В передних сегментах некоторые кольцевые сосуды утолщены, их стенки сокращаются и ритмически пульсируют, благодаря этому кровь перегоняется из спинного сосуда в брюшной. Красный цвет крови обусловлен наличием в плазме гемоглобина. Он играет ту же роль что и у человека – питательные вещества растворёнными в крови разносятся по всему телу. Дыхание Для большинства кольчатых червей, в том числе и дождевых, характерно кожное дыхание, практически весь газообмен обеспечивается поверхностью тела, поэтому черви очень чувствительны к влажной почве и не встречаются в сухих песчаных почвах, где их кожа скоро подсыхает, а после дождей, когда в почве много воды, выползают на поверхность. Нервная система Нервная система В переднем членике червя находится окологлоточное кольцо – самое крупное скопление нервных клеток. С него начинается брюшная нервная цепочка с узлами нервных клеток в каждом членике. Такая нервная система узловатого типа образовалась при слиянии нервных тяжей правой и левой стороны тела. Она обеспечивает самостоятельность члеников и слаженную работу всех органов. Органы выделения Выделительная система Органы выделения имеют вид тоненьких петлеобразно изогнутых трубочек, которые одним концом открываются в полость тела, а другим наружу. Новые, более простые воронкообразные органы выделения – метанефридии выводят вредные вещества во внешнюю среду по мере их накопления. Размножение и развитие Половая система Размножение происходит только половым путём. Дождевые черви – гермафродиты. Половая система их расположена в нескольких сегментах передней части. Семенники лежат впереди яичников. При спаривании сперматозоиды каждого из двух червей переносятся в семяприёмники (особые полости) другого. Оплодотворение червей перекрёстное. Во время копуляции (спаривание) и откладки яиц клетки пояска на 32-37 – сегменте выделяют слизь, служащую для образования яйцевого кокона, и белковую жидкость для питания развивающегося зародыша. Выделения пояска образуют своеобразную слизистую муфту (1). Червь выползает из неё задним концом вперёд, откладывая в слизь яйца. Края муфты слипаются и образуется кокон, который остаётся в земляной норке (2). Эмбриональное развитие яиц происходит в коконе, из него выходят молодые черви (3). Органы чувств Органы чувств развиты очень слабо. У дождевого червя нет настоящих органов зрения, их роль выполняют отдельные .
Во и в Тюмени восстанавливают старинные ремесла. Совсем недавно открыт очень колоритный и Центр возрождения народных промыслов. Некоммерческая организация действует на базе реставрационной мастерской Вадима Шитова.
Там разработана программа обучения по резьбе, реставрации, гончарному делу, ткачеству, изучения культуры и истории города и края. Мальчишки уже учатся там во всю.
Мастерская 30 лет занималась сохранением деревянного зодчества города. Деревянный дом, который раньше принадлежал фотографу Родионову, превратится в музей. Там уже достаточно экспонатов, собранные за многие годы Вадимом Шитовым и его сыном Святославом, тоже реставратором и резчиком по дереву. Здесь есть много антикварных экспонатов таких как первая швейная машинка, самовар, пушечные ядра, угольные утюги, весы и многое-многое другое.
Деревянное зодчество, в том числе и русское, будучи тектонически единым в силу специфики строительного материала, тем не менее всегда регионально, обладает особенностями, отражающими влияние местных условий. В значительной мере эти особенности проявляются в декоративном убранстве, главным образом в резьбе по дереву. Архитектурная деревянная резьба в России широко распространилась со второй половины XIX в. Ее формы, приемы и мотивы не только в каждой области, но и в каждом районе отличались своеобразием. Однако именно региональная специфика этого искусства изучена недостаточно.
Декор в сибирском деревянном зодчестве образует многоликую картину, отразившую сложность этнического состава населения. Коль скоро Сибирь принимала выходцев практически из всех областей страны, то на ее территории сталкивались и переплетались различные художественные влияния. Кроме того, переселенцы вступали в контакты с культурами сибирских аборигенных народов (языческих, мусульманских), что приводило к увеличению разнообразия декоративного искусства.
К районам, наиболее богатым архитектурной резьбой, относится южная часть Тюменской области (бывшая Тобольская губерния). Историческая связь с ранним этапом заселения и освоения русскими Сибири, наличие развитых ремесел и промыслов, близость к Европейской России делают эту территорию интересной во многих отношениях. Именно здесь, в одном из крупнейших в торговых и ремесленных центров Сибири - Тюмени, а также в городах и селах ее окружающих, искусство архитектурной резьбы проявило себя особенно ярко.
В резном убранстве тюменских зданий используются традиции русского декоративного искусства, народные мотивы, а также творчески переработанные художественные приемы ренессанса, барокко, классицизма, отчасти - модерна. Нередко стили сочетаются, дополняются местными мотивами и влияют таким образом на формирование неповторимого облика деревянной архитектуры, свойственного сибирскому городу. Специфика декора тюменского зодчества в значительной мере выражается в широком применении традиционных пластических форм резьбы - глухой и накладной объемной, в своеобразии мотивов и приемов обработки дерева.
Глухая резьба Тюмени, как и сельских районов, представляет собой низкий барельеф и плосковыемчатый рельеф. Она встречается в обработке пилястр, отдельных элементов ворот, но главный объект ее применения -высокие подоконные щиты. Стиль глухой резьбы отмечен строгой декоративностью, круг мотивов сравнительно малочислен, включает стилизованные изображения солнца, занавес с кистями, растительный орнамент. Разным мотивам соответствует своя техника резьбы. Наиболее древняя плосковыемчатая резьба по традиции связана с геометрическим солярным орнаментом. В центре доски, занимая главное ее поле, изображается лучистый овал, часто в сопровождении сегментов солнышек по углам (ул. Челюскинцев, 13, 25-е Октября, 42). Выразительность этой композиции достигается крупномасштабным обобщенным характером рисунка, геометричностью формы, глубиной и четкостью строгих, идущих по кругу выемок. Оттененные гладким фоном доски, лаконичные плотные пятна узора эффектно оживляют фасад и хорошо воспринимаются издалека.
Во и в Тюмени восстанавливают старинные ремесла. Совсем недавно открыт очень колоритный и Центр возрождения народных промыслов. Некоммерческая организация действует на базе реставрационной мастерской Вадима Шитова.
Там разработана программа обучения по резьбе, реставрации, гончарному делу, ткачеству, изучения культуры и истории города и края. Мальчишки уже учатся там во всю.
Мастерская 30 лет занималась сохранением деревянного зодчества города. Деревянный дом, который раньше принадлежал фотографу Родионову, превратится в музей. Там уже достаточно экспонатов, собранные за многие годы Вадимом Шитовым и его сыном Святославом, тоже реставратором и резчиком по дереву. Здесь есть много антикварных экспонатов таких как первая швейная машинка, самовар, пушечные ядра, угольные утюги, весы и многое-многое другое.
Деревянное зодчество, в том числе и русское, будучи тектонически единым в силу специфики строительного материала, тем не менее всегда регионально, обладает особенностями, отражающими влияние местных условий. В значительной мере эти особенности проявляются в декоративном убранстве, главным образом в резьбе по дереву. Архитектурная деревянная резьба в России широко распространилась со второй половины XIX в. Ее формы, приемы и мотивы не только в каждой области, но и в каждом районе отличались своеобразием. Однако именно региональная специфика этого искусства изучена недостаточно.
Декор в сибирском деревянном зодчестве образует многоликую картину, отразившую сложность этнического состава населения. Коль скоро Сибирь принимала выходцев практически из всех областей страны, то на ее территории сталкивались и переплетались различные художественные влияния. Кроме того, переселенцы вступали в контакты с культурами сибирских аборигенных народов (языческих, мусульманских), что приводило к увеличению разнообразия декоративного искусства.
К районам, наиболее богатым архитектурной резьбой, относится южная часть Тюменской области (бывшая Тобольская губерния). Историческая связь с ранним этапом заселения и освоения русскими Сибири, наличие развитых ремесел и промыслов, близость к Европейской России делают эту территорию интересной во многих отношениях. Именно здесь, в одном из крупнейших в торговых и ремесленных центров Сибири - Тюмени, а также в городах и селах ее окружающих, искусство архитектурной резьбы проявило себя особенно ярко.
В резном убранстве тюменских зданий используются традиции русского декоративного искусства, народные мотивы, а также творчески переработанные художественные приемы ренессанса, барокко, классицизма, отчасти - модерна. Нередко стили сочетаются, дополняются местными мотивами и влияют таким образом на формирование неповторимого облика деревянной архитектуры, свойственного сибирскому городу. Специфика декора тюменского зодчества в значительной мере выражается в широком применении традиционных пластических форм резьбы - глухой и накладной объемной, в своеобразии мотивов и приемов обработки дерева.
Глухая резьба Тюмени, как и сельских районов, представляет собой низкий барельеф и плосковыемчатый рельеф. Она встречается в обработке пилястр, отдельных элементов ворот, но главный объект ее применения -высокие подоконные щиты. Стиль глухой резьбы отмечен строгой декоративностью, круг мотивов сравнительно малочислен, включает стилизованные изображения солнца, занавес с кистями, растительный орнамент. Разным мотивам соответствует своя техника резьбы. Наиболее древняя плосковыемчатая резьба по традиции связана с геометрическим солярным орнаментом. В центре доски, занимая главное ее поле, изображается лучистый овал, часто в сопровождении сегментов солнышек по углам (ул. Челюскинцев, 13, 25-е Октября, 42). Выразительность этой композиции достигается крупномасштабным обобщенным характером рисунка, геометричностью формы, глубиной и четкостью строгих, идущих по кругу выемок. Оттененные гладким фоном доски, лаконичные плотные пятна узора эффектно оживляют фасад и хорошо воспринимаются издалека.