Гостеприимство — один из древнейших обычаев, присущих в той или иной степени всем народам земли, и удмурты в этом плане не исключение. «Сюресчи муртлы ву но сектад ке, азьлань улонэд котьку ӟеч луоз» (Если странника и водой угостишь, то жизнь твоя впереди всегда будет доброй); «Калыклы шырыт луид ке, ваньбуред ноку но уз кулэсмы» (Если будешь щедрым к народу, то твой достаток никогда не иссякнет) — гласит народная мудрость удмуртов. Об этом свидетельствуют и путешественники, впервые оказавшиеся среди удмуртов и зафиксировавшие обычаи их гостеприимства.
Капитан Н. Рынков отмечал в своем Дневнике: «Странствующих приемлют они (удмурты) с отменной благосклонностью и стараются оказать все знаки ласкового приветства, и мед, и хлеб поставляют на стол, лишь только войдешь в гостиницу» [8].
И. Н. Смирнов писал: «Хлеб лежит у удмурта к услугам всякого желающего. Чужой человек, не спросивши позволения хозяев, может садиться за стол и есть. Заколет удмурт скотину и уже зовет есть мясо всех соседей. Нет ни одного праздника, в котором удмурты не устраивали бы складчин, общественных пиров, не ходили бы толпою из дома в дом»[9].
П. М. Богаевский также подчеркивает «чрезвычайное гостеприимство» удмуртов и дает описание приема гостей. «Входящий здоровается, благодарит за прежнее угощение, безразлично, было таковое или нет. Хозяин приглашает гостя войти и просит садиться. Гость садится у дверей, а затем постепенно переходит к столу. Мил гость или нет, все равно хозяин считает себя обязанным поставить что-нибудь на стол. По окончании еды гость снова пересаживается к дверям. Прощаясь с хозяином, он обязательно должен пригласить его к себе»[10].
Более полные и интересные сведения на этот счет дает Г. Е. Верещагин: «...У удмуртов гостьба в кругу родственников и близких знакомых развита в высшей степени, и охота погостить у тех или других родственников и угощать взамен заставляет их беречь мясо для гостей, ибо если съесть самому, то и угощать гостей будет нечем, следовательно, тогда в гости чувство стыда не позволит ехать. А быть дома в то время, когда люди гостят, удмурту опять-таки не велит обычай. В гостях удмурту есть с кем поговорить, побеседовать и поесть в свое удовольствие»[11].
Наибольшее количество гостепосящений было в праздники, а пик хождения в гости приходился на позднюю осень и начало зимы, когда был собран весь урожай и начался забой скота и птицы. Ну что то типо такого
Промышленность. в настоящее время основную долю промышленного производства города составляют добыча угля - 74% и электроэнергетика - 21%. в городе зарегистрировано около 1,7 тыс. предприятий, из них крупнейшими являются: оао "воркутауголь" - добыча и обогащение угля, оао "шахта воргашорская" - добыча и обогащение угля, структурные подразделения аэк "комиэнерго" - выработка электро- и теплоэнергии, оао "воркутинский цементный завод" - производство цемента. коксующийся уголь воркуты поставляется на ао "северсталь", ао "новолипецк", московский завод, нижнетагильский меткомбинат, ао "кокс", магнитогорский и челябинский меткомбинаты, в страны снг, и дальнее зарубежье. энергетические угли, покрывая полностью потребности энергетики города, поставлялись также на северодвинскую тэц. природные ресурсы. в воркутинском районе и прилегающей к нему территории разведаны промышленные запасы различных полезных ископаемых: уголь (пригодный для открытой разработки), нефть, газ, марганец, бариты, золото, базальтовое сырье, минеральная вода. кроме добычи угля начинается разработка баритового месторождения. поиск и разведку полезных ископаемых ведет оао "полярноуралгеология". агропромышленный комплекс включает в себя 3 совхоза мясомолочного направления, кооператив "оленевод", тепличное хозяйство, ао "молочный завод", хладокомбинат, пивзавод и ликероводочный завод.
Учёный михаил васильевич ломоносов родился в селе денисовка архангельской губернии (ныне с. ломоносово) в семье . в 1731 г. он поступает учиться в славяно-греко-латинскую академию в москве, выдав себя за дворянского сына, поскольку крепостных в академию не принимали. в 1735 г. он был послан в петербург в академический университет, а в 1736 г. – в германию, где учился сначала в марбургском университете (1736-1739), под руководством известного и философа христиана вольфа, а затем во фрейбурге в школе горного дела (1739-1741) у горного советника иоганна-фридриха генкеля, ученика георга шталя. после возвращения в россию в 1741 г. ломоносов стал адъюнктом класса петербургской академии наук, а в 1745 г. – академиком и профессором петербургской ан. с 1748 г. ломоносов работал в учреждённой по его инициативе лаборатории академии; исследованиями он занимался также в лаборатории и на основанном им в усть-рудицах близ петербурга стекольном заводе. в 1760 г. был избран почётным членом шведской академии наук, в 1864 г. – членом болонской академии наук (италия).
Гостеприимство — один из древнейших обычаев, присущих в той или иной степени всем народам земли, и удмурты в этом плане не исключение. «Сюресчи муртлы ву но сектад ке, азьлань улонэд котьку ӟеч луоз» (Если странника и водой угостишь, то жизнь твоя впереди всегда будет доброй); «Калыклы шырыт луид ке, ваньбуред ноку но уз кулэсмы» (Если будешь щедрым к народу, то твой достаток никогда не иссякнет) — гласит народная мудрость удмуртов. Об этом свидетельствуют и путешественники, впервые оказавшиеся среди удмуртов и зафиксировавшие обычаи их гостеприимства.
Капитан Н. Рынков отмечал в своем Дневнике: «Странствующих приемлют они (удмурты) с отменной благосклонностью и стараются оказать все знаки ласкового приветства, и мед, и хлеб поставляют на стол, лишь только войдешь в гостиницу» [8].
И. Н. Смирнов писал: «Хлеб лежит у удмурта к услугам всякого желающего. Чужой человек, не спросивши позволения хозяев, может садиться за стол и есть. Заколет удмурт скотину и уже зовет есть мясо всех соседей. Нет ни одного праздника, в котором удмурты не устраивали бы складчин, общественных пиров, не ходили бы толпою из дома в дом»[9].
П. М. Богаевский также подчеркивает «чрезвычайное гостеприимство» удмуртов и дает описание приема гостей. «Входящий здоровается, благодарит за прежнее угощение, безразлично, было таковое или нет. Хозяин приглашает гостя войти и просит садиться. Гость садится у дверей, а затем постепенно переходит к столу. Мил гость или нет, все равно хозяин считает себя обязанным поставить что-нибудь на стол. По окончании еды гость снова пересаживается к дверям. Прощаясь с хозяином, он обязательно должен пригласить его к себе»[10].
Более полные и интересные сведения на этот счет дает Г. Е. Верещагин: «...У удмуртов гостьба в кругу родственников и близких знакомых развита в высшей степени, и охота погостить у тех или других родственников и угощать взамен заставляет их беречь мясо для гостей, ибо если съесть самому, то и угощать гостей будет нечем, следовательно, тогда в гости чувство стыда не позволит ехать. А быть дома в то время, когда люди гостят, удмурту опять-таки не велит обычай. В гостях удмурту есть с кем поговорить, побеседовать и поесть в свое удовольствие»[11].
Наибольшее количество гостепосящений было в праздники, а пик хождения в гости приходился на позднюю осень и начало зимы, когда был собран весь урожай и начался забой скота и птицы. Ну что то типо такого