В 1977 году в Саратове объявили конкурс на лучший проект памятника землякам, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны. Победил проект архитектора Ю. И. Менякина.
Замысел и архитектурное решение Мемориала навеяны песней «Журавли» на стихи Расула Гамзатова. «Мне кажется порою, что солдаты, / С кровавых не пришедшие полей, / Не в землю нашу полегли когда-то, / А превратились в белых журавлей…». Впоследствии при личной встрече Ю. И. Менякина с Р. Г. Гамзатовым в Москве поэт сказал, что именно таким он представлял материальное воплощение своего стихотворения.[источник не указан 349 дней] Основная тема Мемориала — светлая память и светлая печаль.
Строительство Мемориала началось весной 1980 года и закончилось в апреле 1982 г. Сооружение мемориала началось и произведено на основании Постановления бюро Саратовского горкома КПСС и Исполкома городского Совета народных депутатов № 118 от 2 апреля 1980 г.,в котором указано: «Создать в парке „Победы“ декоративно-скульптурную композицию, посвящённую саратовцам, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. Автором композиции утвердить архитектора Менякина Ю. И.»
Из воспоминаний О. А. Менякиной . «Когда проектировались „Журавли“, наша квартира превратилась в скульптурную мастерскую. Сначала Юрий Иванович отливал фигурки журавлей из олова, постепенно увеличивая размеры, экспериментировал с пропорциями. Рассматривалось несколько точек установки Мемориала на Соколовой горе. Проводились геологические исследования грунта, при наличии оползневых зон определялись степень безопасности сооружения и зависимости его сохранности от климатических природных условий, подбор строительных материалов. После окончательного утверждения места установки начались строительные работы. Для удобства посетителей Мемориала рассчитывались углы подъёма и наклонов склона холма, ширина и высота парапета и ступеней лестницы. Для отдыха после восхождения на смотровую площадку и к основанию пилонов вдоль растекающихся от подножия холма пешеходных дорожек под кроной деревьев установлены лавочки…»[источник не указан 349 дней]
Возвышенный природный рельеф местности — Соколовая гора — при сооружении Мемориала использован архитектором для его максимального обозрения жителями города. Для возвеличивания монумента на Соколовой горе был сооружён рукотворный Холм — как составная часть Мемориала. Холм в виде усечённого конуса состоял из забитых железобетонных свай и земли, уплотнённой виброплощадками. Эти работы выполняли военные строители «Саратовспецстроя». Холм покрыт зелёными насаждениями (газонная трава и низко растущий кустарник), его окружает широкая пешеходная асфальтированная дорожка.
Когда в стране становится совсем худо, появляется герой силой, мужеством и умом уберечь Отечество от напастей. Легендарный защитник Древней Руси Илья Муромец является олицетворением Родины в лихую годину. Поэтому важно показать путь восхождения к эпической славе, значимость преображения в богатыря и совершенных им подвигов. Рассказ об Илье Муромце начинают с греховного поведения его деда – ярого язычника рубившего иконы и тем навлекшего на своего потомка страшное проклятие. Родившийся неподалеку от города Мурома, в селе Карачарово, с виду здоровый мальчик, как показало время, не владел ногами. Год, за годом оставаясь «сиднем» Илья развивал силу рук и как видно достиг в этом немалых успехов. Молодой человек не мирился с мыслью о том, что его изъян невозможно преодолеть, но шли годы, а болезнь не отступала. Досидел Илья до 33-х летнего возраста, и тут явились к нему на двор «калики перехожие». Вещие старцы, настояли не только на том, чтобы Илья угостил их питьем и яствами, да чтобы он еще и сам принес снедь из погреба. Взялся было объяснять свой недостаток Илья, но не убедил странников, стоявших на своем: «пойди, да принеси». И калека встал, исполнил все настояния гостей, на прощание предрекших ему будущее великого богатыря, на службе у Киевского князя. Путь богатыря в Киев изобиловал приключениями и подвигами. Так, сдвинув придорожный камень, Илья обрел коня, вооружение и доспехи. Победил соловья-разбойника, издавна наводившего ужас на путников и, привез его ко двору киевского князя, немало подивив его домочадцев. Князь приветил Илью службой богатырской и здесь он совершил множество подвигов. Победил «Идолище поганое», Калин-царя, и «нахвальщиков», ранивших героя. Но и после ранения Илья Муромец трижды увеличил свои силы, наводя ужас на врагов земли русской. Мощный образ мужественного защитника Родины веками призывает соотечественников не жалея себя сражаться за русскую землю и свой народ.
1.Подготовка. Прежде чем начинать брать интервью с человеком, необходимо предварительно узнать основные моменты, то есть понять увлечения, быт, условия труда в том сообществе, потому как без выяснения для себя направления. по которому будет идти разговор, будет сложно. (страна, народность, географическое положение) 2. Спросить о возникновении, зарождении его культуры. Истоки. 3. Каким образом это передаётся от поколения к поколению, есть ли музеи, национальные праздники. 4. Какие трудности сегодня испытывает их сообщество, как государство сохранить этот культурный тип. 5. Наверняка есть похожие сообщества в других государствах, как они общаются. 6. Не испытывают ли их представители некоторых особых условий при приёме на работу, в школу, институт? 7. Насколько близок этот тип культуры самим людям?
В 1977 году в Саратове объявили конкурс на лучший проект памятника землякам, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны. Победил проект архитектора Ю. И. Менякина.
Замысел и архитектурное решение Мемориала навеяны песней «Журавли» на стихи Расула Гамзатова. «Мне кажется порою, что солдаты, / С кровавых не пришедшие полей, / Не в землю нашу полегли когда-то, / А превратились в белых журавлей…». Впоследствии при личной встрече Ю. И. Менякина с Р. Г. Гамзатовым в Москве поэт сказал, что именно таким он представлял материальное воплощение своего стихотворения.[источник не указан 349 дней] Основная тема Мемориала — светлая память и светлая печаль.
Строительство Мемориала началось весной 1980 года и закончилось в апреле 1982 г. Сооружение мемориала началось и произведено на основании Постановления бюро Саратовского горкома КПСС и Исполкома городского Совета народных депутатов № 118 от 2 апреля 1980 г.,в котором указано: «Создать в парке „Победы“ декоративно-скульптурную композицию, посвящённую саратовцам, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. Автором композиции утвердить архитектора Менякина Ю. И.»
Из воспоминаний О. А. Менякиной . «Когда проектировались „Журавли“, наша квартира превратилась в скульптурную мастерскую. Сначала Юрий Иванович отливал фигурки журавлей из олова, постепенно увеличивая размеры, экспериментировал с пропорциями. Рассматривалось несколько точек установки Мемориала на Соколовой горе. Проводились геологические исследования грунта, при наличии оползневых зон определялись степень безопасности сооружения и зависимости его сохранности от климатических природных условий, подбор строительных материалов. После окончательного утверждения места установки начались строительные работы. Для удобства посетителей Мемориала рассчитывались углы подъёма и наклонов склона холма, ширина и высота парапета и ступеней лестницы. Для отдыха после восхождения на смотровую площадку и к основанию пилонов вдоль растекающихся от подножия холма пешеходных дорожек под кроной деревьев установлены лавочки…»[источник не указан 349 дней]
Возвышенный природный рельеф местности — Соколовая гора — при сооружении Мемориала использован архитектором для его максимального обозрения жителями города. Для возвеличивания монумента на Соколовой горе был сооружён рукотворный Холм — как составная часть Мемориала. Холм в виде усечённого конуса состоял из забитых железобетонных свай и земли, уплотнённой виброплощадками. Эти работы выполняли военные строители «Саратовспецстроя». Холм покрыт зелёными насаждениями (газонная трава и низко растущий кустарник), его окружает широкая пешеходная асфальтированная дорожка.