За последние годы претерпела модернизацию и система государственной поддержки селян. Сегодня она является стимулирующей, то есть бюджетные субсидии, материально-технические ресурсы выделяются при условии стабильной работы и поставок в областной фонд продовольствия и на рынок.
-
- Ещё 10 лет назад наша область по производству продовольствия была в третьем десятке регионов России, а последние два года подряд занимает 9 место. Успехи аграриев дают основание считать Южный Урал не только промышленным, но и развитым аграрным регионом. Это особенно важно в нынешних условиях кризиса и нестабильности на мировом рынке.
Основная продукция южноуральских селян - зерно, молоко, мясо, птицеводческая продукция - составляют достойную конкуренцию ввозимому из других регионов продовольствию. Безусловно, на прилавках магазинов в Челябинской области сегодня есть и продукция из Тюменской, Курганской, Свердловской областей, Пермского края и Башкортостана, а также продукция других российских и зарубежных производителей. Но местная продукция пользуется у жителей нашей области наибольшим спросом, потому что выигрывает не только в цене, но и в качестве.
Всё это свидетельствует о том, что агропромышленный комплекс Челябинской области обеспечивает нам продовольственную безопасность. Эксперты определяют допустимый порог продовольственной безопасности соотношением производимой в регионе и ввозимой продукции не менее 70 к 30. С этой точки зрения, мы имеем твердые позиции. Основными продуктами питания: мясом, молоком, хлебом, овощами, картофелем, яйцом Челябинская область обеспечивает себя в достаточных объемах. В нынешнем году мы собрали хороший урожай - 1 миллион 753 тысячи тонн зерна. Этого с избытком хватит для полного обеспечения потребностей региона в хлебобулочной продукции, муке и макаронах. Обеспеченность картофелем составляет 98%, овощами - 86 % (большая часть овощей и картофеля производится в хозяйствах населения, а сельхозпредприятия обеспечивают социальную сферу и частично торговлю, производя ежегодно более 90 тыс. тонн картофеля и 50 тыс. тонн овощей). Обеспеченность мясом и мясопродуктами собственного производства в области достигает 72%, молоком и молочными продуктами - от 81 до 88%.
В рамках областной целевой программы развития агропромышленного комплекса на 2008 - 2012 годы доля самообеспеченности региона будет возрастать. Более того, губернатор поставил перед нами задачу выйти на самообеспеченность продуктами питания к 2011 году.
- Какие сегодня существуют экономические трудности в сельском хозяйстве области? Как государство справляться с ними?
- Основная проблема сельского хозяйства в России, и в том числе в Челябинской области - это обветшавшая материальная база, которые не позволяют выйти на приемлемый уровень рентабельности. Эта проблема у нас области последовательно решается. Я уже сказал, что, начиная с 2000 года, мы приобретаем в областную собственность разнообразную сельхозтехнику, за счёт которой внедряются современные ресурсосберегающие технологии. Три года назад мы активно закупали почвообрабатывающие орудия и кормоуборочные комбайны. Год назад началось строительство доильных залов в хозяйствах с большим поголовьем молочных коров.
В 2008 году областное правительство закупило большую партию линейных систем доения, которые устанавливаются на фермах с численностью поголовья до 600 - 800 голов. На эти цели было направлено 272 миллиона рублей из областного бюджета, закуплено 168 систем. Эти современные молокопроводы позволяют значительно повысить качество молока, а значит, и закупочную цену на молочных заводах. Всего на приобретение новой техники, а также на выплату субсидий хозяйствам для погашения части затрат на приобретение сельхозмашин и оборудования за 2008 год освоено 860 млн. рублей из областного бюджета.
Практика кредитования сельского хозяйства сразу выявила узкое место - это трудности кредитования малых форм хозяйствования: фермеров и личных подсобных хозяйств из-за отсутствия залоговой базы для обеспечения кредита и большой удаленности от областного и районных центров. При содействии областного минсельхоза удалось значительно расширить районную сеть дополнительных офисов филиала "Россельхозбанка" - "Челябкомзембанка", - что облегчило доступ к кредитным ресурсам объединений фермеров и владельцев ЛПХ - потребительских кредитных кооперативов. Сегодня в области насчитывается уже 20 таких кооперативов. Проводится работа по включению в состав потребительских кредитных кооперативов ассоциированным членом "Челябкомзембанка", а также предприятий "Облпотребсоюза".
Число евреев города постоянно фигурировало в отчетах жандармерии. Это было следствием антисемитской политики, которую на протяжении десятилетий вело царское правительство. Ограничительные меры в отношении евреев вылились в известное понятие – «черта оседлости», по которой им было запрещено селиться в центральной части Российской Империи. Но с проведением реформ в царствование Александра II в отношении евреев было сделано значительное смягчение государственной политики. Теперь определенные их группы могли проживать за пределами черты оседлости. Среди них были ремесленники, рабочие и земледельцы. В такую категорию попадал наборщик типографии харьковской газеты «Южный край» Александр Вейнбаум. В мае 1891 г. он приобрел в Белгороде у Мониса Гардона типографию и получил "белгородскую прописку" в городе. Ко всему надо прибавить и то, что Вейнбаум сменил вероисповедание и был крещен в православие и в дальнейшем не только не афишировал свою национальность, но даже не числился в отчетах жандармерии. Владельцем другой типографии в Белгороде был Моисей Галдин, который записан как белгородский мещанин благодаря прохождению службы в армии. Надо пояснить, что после одной из реформ Александра II евреи должны были на общих основаниях проходить военную службу в российской армии, это давало не только им, но и их потомкам возможность проживать за чертой оседлости. Такими детьми были дети николаевского солдата Берка Моисеевича Цапа. На рубеже веков его дети – братья Цап – возьмутся за разработку меловых карьеров и вскоре станут «олигархами» местного значения и меловыми и известковыми заводами. Еще одной группой профессий, представители которых имели право селиться в центре Империи были врачи, дантисты и провизоры. Представителем этой группы в Белгороде был Копеля Наумович Коган, многие годы занимавшийся аптекарским делом, поставляя лекарства не только для города, но и для нужд уезда.
Преодолеть черту оседлости могли и купцы 1-й гильдии. По этому поводу стоит рассказать одну городскую историю. В 1890 г. городская управа отказала еврею Магульскому в о выдаче ему приказчичьего свидетельства 1 класса и билета 1 гильдии для покупки в г.Белгороде разных товаров по доверенности Харьковского купца еврея Штефеля. Отказ был мотивирован тем, что в приказчики евреи имели право брать только тех, которые приобрели право на постоянное место жительство. Между тем Могульский проживал в Белгороде, как ремесленник и поэтому не мог быть приказчиком у Штефеля. Как сложилась далее эта история, иллюстрирует открытое письмо, датированное 1893 г. с фирменным штампом Айзика Магульского. Текст письма свидетельствует о том, что уже в 1893 г. он вел торговлю, закупая известь в Белгороде.
А вот этот документ, найденный участником форума AKN, показывает, что уже к 1899 г. Айзик Меерович имел статус купца 1-й гильдии.
Но тогда в 1890 г. отказывая Могульскому в выдаче свидетельств, городская управа предложила "торговым депутатам проверить права проживающих в г.Белгороде евреев на занятие торговлей и в случае обнаружения каких либо нарушений правил, относящихся до торговли евреев вне мест постояянной их оседлости, составить протоколы и направить таковые через городскую управу в Курскую Казенную Палату для возбуждения судебного преследования против виновных евреев".
Численность еврейского населения увеличивалась с каждым годом и по сводке жандармского управления на март 1913 г. в городе проживало 145 глав семейств, причем только 13 семей имели постоянные белгородские паспорта. С учетом многодетности того времени еврейская община могла достигать более полутысячи человек. Естественно, для столь многочисленной общины было необходимо место для исполнения религиозных нужд. Около 1907 г. был приобретен дом, ранее принадлежавший белгородскому мещанину Авилову, и записан на трех человек, видимо, авторитетных представителей еврейской общины: это были Цап, Коган и Островский. Документов о перестройки бывшего дома Авилова или его фасада под еврейскую синагогу не обнаружено, но, видимо, такая перестройка все же была. Здание синагоги, располагавшееся в северо-западном углу перекрестка современных улиц Преображенской и Князя Трубецкого пострадало в Великую Отечественную войну и больше не восстанавливалось.
Современный вид на место расположения белгородской синагоги
Старая молельня
Стоит рассказать еще об одном культовом месте.
Технология
Опытные мастера-модельщики на специальных станках вытачивают гипсовые модели будущих изделий. Станок представляет собой гончарный круг с двумя стойками и деревянной рейкой для упора рук. С клюшек-резцов обрабатывается поверхность гипсовой заготовки, с которой изготавливается рабочая форма для отливки изделий. Фарфоровые изделия изготавливаются путем литья в гипсовых формах. Шликер (жидкую фарфоровую массу) литейщик заливает в формы. Пористый гипс впитывает влагу, шликер постепенно затвердевает и приобретает очертания формы. Изделия предварительный (утильный) обжиг, живописец расписывает окисью кобальта. Традиционная роспись - выполненные от руки растительные и геометрические орнаменты, нанесенные мазками кисти. И вот заключительный этап – окончательный обжиг уже готового изделия, который мастера зовут политым обжигом.
Особенности
Современное искусство гжели сложно и многообразно. Эта керамика — наиболее яркая, поэтичная и запоминающаяся среди русских промыслов. Популярны в России и во все мире традиционные фарфоровые изделия с кобальтовыми (синими и голубыми) узорами. Казалось бы одноцветная роспись должна сделать изделие монотонным, однако все получилось совсем наоборот — благодаря характерному синему цвету с его различными оттенками, фарфор смотрится неповторимо и оригинально. Рисунки гжель — это сюжеты из народной жизни катание на санях, масленица, жанровые сценки, сказочные персонажи, растительные орнаменты. Узоры неповторимы, ведь каждую чашку или поднос мастер расписывает вручную, в единственном экземпляре.
Белый цвет фарфора играет роль контрастного фона. И главная задача художника — распределить остальные цвета таким образом, чтобы узор получился гармоничным и сбалансированным. Орнамент создает общую композицию с «взвешенным» центром. Но не только кобальтовые оттенки составляют богатую палитру гжели. Современные мастера смогли воссоздать многоцветную роспись, а также рисунки золотом и платиной. Эта техника используется при нанесении узоров на особую керамику — костяной фарфор. Материал был открыт в Англии в 1750 году.
Костяной фарфор обычно белого цвета, с едва уловимым оттенком топленого молока. Если чашку из такой керамики поднести к источнику света, она просвечивает. Чистоту фарфоровой массы легко проверить, если вглядеться в блики на поверхности. Так хорошо просматриваются все ненужные примеси. Поэтому качественный костяной фарфор никогда не расписывают целиком. Красота белизны материала должна подчеркиваться рисунком, а не скрываться.