Современные проблемы художественного-эстетического образования младших школьников заставляют меняться социально-образовательную ориентацию учебных предметов, наполняя их особым содержанием, направленным на развитие чувства прекрасного, формирование эстетического вкуса, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы. Народные художественные промыслы родного края - Орловщины - это часть национальной культуры, где проявляются лучшие черты народа, общечеловеческие ценности: гуманизм, оптимизм, мудрость, смелость, извечное стремление к красоте. И в то же время им присуща самобытность: нравы, обычаи, образ мышления, эстетические пристрастия, национальная психология, культура, история. В проявлении малого, локального раскрывается подлинно художественное, общерусское. Наслаждаясь красотой природы и искусства, младшие школьники легко вовлекаются в труд, захватывающий и воображение, и чувства, и мысли, и волю, в процессе которого создается нечто красивое, необычное. Современному человеку необходимо знать свою историю, помнить свои корни, свои истоки. И эту задачу должны решать учебные заведения, и в первую очередь, детский сад и начальная школа, где происходит закладка фундамента для дальнейшего развития личности. В Орловской губернии бытовали такие художественные промыслы, как ковроткачество, кружевоплетение, вышивка, гончарное дело, изготовление игрушек, изготовление гармоней, шитье из лоскутков, бисероплетение, плетение из природного материала, кукольный промысел. Особого внимания заслуживает глиняная игрушка Орловщины – плешковская и чернышенская, история которой уходит далеко в древность. На протяжении многих сотен лет она менялась одновременно с культурой народа. Плешковский промысел, известный в России ещё с 17 века, берет свое начало он в селе Плешково Ливенского района Орловской области. Название деревня приобрела из-за особенности местности. В давние времена деревню окружали непроходимые леса, почва была неплодородной, возникла «плешь» - плешина. Отсюда и пошло: «Плешково». Бедная почва была богата глиной – пластичной, розовой после обжига, с вкраплениями слюды, которая придавала чудесный блеск игрушке после обжига. Мастера-гончары изготавливали из нее посуду – тянули горшки (кубаны, квасники, макитры), формовали кирпич, а для ребятишек – игрушки-свистульки небольшого размера, но ладные, прочные. Сюжет – крестьянский быт: конь, корова, петух, утка, баран. Декорировалась игрушка рельефным орнаментом - «защипами» пальцев или с стеки по сырой глине, и кистевой росписью - свободными пятнами синим, зелёный и красным (кирпичным) цветом. Синюю краску делали из ягод бузины и синих первоцветов, зеленую - из сока лопуха, красную – из тёртой обожжённой глины. Мастера из поколения в поколение лепят завещанную им предками форму, лишь слегка видоизменяя ее, наделяя новым смыслом. Мастера из поколения в поколение лепят завещанную им предками форму, лишь слегка видоизменяя ее, наделяя новым смыслом. Чернышенская игрушка бытовала в деревне Чернышено, что недалеко от города Новосиля в Орловской области. Земля чернышенская богата разнообразными глинами: красными, белыми, синими. Запасали глину весной и хранили в погребе. Лепили игрушки с наступлением хороших, погожих дней, чтобы «обветрились» на солнышке. После, в овраге, в специальной яме, сушили игрушки над дымом тлеющих гнилушек. Позже игрушки сушили на печи, а обжигали в горне, украшали чередующимися полосками, напоминающими оперение кукушки, которую считали божеством предсказывать будущее. Поэтому чернышенскую роспись называют ещё «кукушечьей». Краски использовали минеральные и анилиновые. Вместо кисточки - перо из хвоста петуха. Сюжет игрушек носил в себе знаки тотемов и богов. Лепили коньков-свистунков, коров, баранов, всадников. Особенно хороши чернышенские куклы. Мужские фигурки лепили вместе с конем - как дополнение к нему. Не лепили птиц, за исключением кукушки. Осознавая и общие человеческие ценности, и самобытность народной культуры, следует отчетливо понимать, что приобщение детей к исторической народной памяти имеет своей целью не бездумное возвращение к народа в его изжитых конкретно-исторических формах, а напротив, оно должно обеспечить жизне человека и народа в современном обществе и в будущем. Для этого требуется и .
• Московский НПЗ – Московский нефтеперерабатывающий завод • Серп и молот, ММЗ, ОАО – Московский металлургический завод • Электрозавод – производство электротрансформаторов и реакторов; • Московский завод Электрощит – производство электрических распределительных устройств; • Завод имени Лихачева (ЗИЛ) – производство грузовых автомобилей; • Автофрамос – завод по сборке автомобилей Renault; • Московский шинный завод - ведущий производитель шин в России; • Концерн Алмаз-Антей, ОАО – разработка и выпуск вооружения; • Салют, ФГУП – производство авиационных двигателей; • Тушинский машиностроительный завод – предприятия авиастроительной промышленности.
• ОАО "ГАЗПРОМ" - крупнейшая энергетическая компания, являющаяся мировым лидером в данной отрасли. • РАО ЕЭС России - лектроэнергетический холдинг, который является составной частью отрасли электроэнергетики России; • Корпорация ТВЭЛ - занимается производством ядерного топлива; • ОАО "ЛУКойл" - является одной из крупнейших российских компаний в нефтегазовой отрасли и занимает второе место после «Газпрома» ; • ОАО "НК "Роснефть" - является крупнейшей нефтегазовой компанией в мировом масштабе и занимает лидирующие позиции в данной отрасли в пределах нашей страны; • ОАО "Газпром нефть" - крупнейшая современная нефтегазовая компания. Сфера деятельности компании распространяется на добычу нефти и газа, промысловый нефтегазовый сервис, переработку и маркетинг нефтепродуктов; • СИБУР-Холдинг - крупнейший нефтехимический холдинг в России; •«СИБУР – Русские шины» - крупнейший производитель шин в России, странах СНГ и Восточной Европы. Входит в состав крупнейшего нефтегазового холдинга «СИБУР - Холдинг» и является дочерним предприятием ОАО «Газпром» . • ОАО "НК "РуссНефть" - крупнейшая отечественная компания, входящая в десятку самых масштабных нефтяных компаний страны; • ОАО "НК "Группа Альянс" - переработка нефти и реализация нефтепродуктов; • ОАО "СУЭК" - группа предприятий топливно-энергетического сектора, количество сотрудников которой превышает 46000 человек; • ОАО ГМК "Норильский никель" - группа компаний по добыче и обработке руд цветных металлов; • ОАО "Группа ГАЗ" - является одним из крупнейших автомобилестроительных холдингов в России; • ХК "Металлоинвест" - крупнейшая российская горно-металлургическая Холдинговая Компания; • ЗАО "Объединенная металлургическая компания" (ОМК) - объединяет целый ряд предприятий, занятых в сфере металлургии и трубного производства, которые располагаются по всей территории страны; • ЗАО "Трансмашхолдинг" - считается мировым лидером в машиностроении железнодорожном, учитывая ее физические объемы производства; • ООО "Евраз Групп С. А. " - интернациональная горнодобывающая и металлургическая корпорация с центральным офисом в герцогстве Люксембург; • МХК "Еврохим" - является крупнейшим предприятием в сфере производства минеральных удобрений, как в масштабе нашей страны, так и мировом масштабе; • ЗАО Евроцемент груп - это международная компания, которая является лидером в сфере производства и продажи цемента, нерудных и строительных материалов в Российской Федерации; • ООО "Группа Магнезит" - является управляющей компанией международного вертикально интегрированного холдинга по производству и последующему сервисному обслуживанию огнеупорных материалов и продукции из него; • «Росатом» - государственная корпорация, управляющая всеми ядерными активами РФ. • ОАО «Концерн Росэнергоатом» - крупная энергетическая компания, оператор российский атомных электростанций; • Промышленно-металлургический холдинг и другие
конь, корова, петух, утка, баран. Декорировалась игрушка рельефным орнаментом - «защипами» пальцев или с стеки по сырой глине, и кистевой росписью - свободными пятнами синим, зелёный и красным (кирпичным) цветом. Синюю краску делали из ягод бузины и синих первоцветов, зеленую - из сока лопуха, красную – из тёртой обожжённой глины. Мастера из поколения в поколение лепят завещанную им предками форму, лишь слегка видоизменяя ее, наделяя новым смыслом. Мастера из поколения в поколение лепят завещанную им предками форму, лишь слегка видоизменяя ее, наделяя новым смыслом. Чернышенская игрушка бытовала в деревне Чернышено, что недалеко от города Новосиля в Орловской области. Земля чернышенская богата разнообразными глинами: красными, белыми, синими. Запасали глину весной и хранили в погребе. Лепили игрушки с наступлением хороших, погожих дней, чтобы «обветрились» на солнышке. После, в овраге, в специальной яме, сушили игрушки над дымом тлеющих гнилушек. Позже игрушки сушили на печи, а обжигали в горне, украшали чередующимися полосками, напоминающими оперение кукушки, которую считали божеством предсказывать будущее. Поэтому чернышенскую роспись называют ещё «кукушечьей». Краски использовали минеральные и анилиновые. Вместо кисточки - перо из хвоста петуха. Сюжет игрушек носил в себе знаки тотемов и богов. Лепили коньков-свистунков, коров, баранов, всадников. Особенно хороши чернышенские куклы. Мужские фигурки лепили вместе с конем - как дополнение к нему. Не лепили птиц, за исключением кукушки. Осознавая и общие человеческие ценности, и самобытность народной культуры, следует отчетливо понимать, что приобщение детей к исторической народной памяти имеет своей целью не бездумное возвращение к народа в его изжитых конкретно-исторических формах, а напротив, оно должно обеспечить жизне человека и народа в современном обществе и в будущем. Для этого требуется и .