Ход сражения. Несмотря на скупое освещение хода знаменитой битвы в источниках, ход сражения схематически ясен. Выставив длинные копья, рыцари атаковали «чело» , т. е. центр русской рати. Осыпаемый градом стрел «клин» врезался в расположение сторожевого полка. Автор «Рифмованной хроники» писал: «Вот знамена братьев проникли в ряды стрелков, было слышно, как звенят мечи, и было видно, как рубились шлемы, с обеих сторон падали мертвые» . О прорыве немцами сторожевого полка писал и русский летописец: «Немцы же и чюдь пробишася свиньею сквозе полкы» .
Этот первый успех крестоносцев был, видимо, предусмотрен русским полководцем, так же как и встреченные после этого непреодолимые для врага затруднения. Вот как писал об этом этапе боя один из лучших отечественных военных историков: «…Наткнувшись на обрывистый берег озера, малоподвижные, закованные в латы рыцари не могли развить свой успех. Наоборот, произошло скучивание рыцарской конницы, т. к. задние шеренги рыцарей подталкивали передние, которым негде было развернуться для боя» . Русские войска не дали немцам развить свой успех на флангах, и немецкий клин оказался прочно зажатым в клещи, потеряв стройность рядов и свободу маневра, что и оказалось гибельным для крестоносцев. В самый неожиданный для противника момент Александр отдал распоряжение засадному полку атаковать и окружить немцев. «И бысть ту сеча зла и велика немцем и чюди» , – сообщал летописец.
Вооруженные специальными крючьями русские ополченцы и дружинники стаскивали рыцарей с коней, после чего тяжеловооруженные «божьи дворяне» становились полностью бес Под тяжестью скучившихся рыцарей подтаявший лед стал трещать и кое-где трескаться. Только часть крестоносного воинства сумела вырваться из окружения, пытаясь бегством. Часть рыцарей утонула. В завершение «Ледового побоища» русские полки преследовали отступающего по льду Чудского озера супостата «семь верст до Соколицкого берега» . Разгром немцев увенчался договором между орденом и Новгородом, по которому крестоносцы покидали все захваченные русские земли и возвращали пленных; со своей стороны псковичи также отпускали плененных немцев.
По данным многочисленных источников в дохристианском мире, и в самом раннем христианстве, такого праздника не существовало никогда. Самого Иисуса тоже не поздравляли , даже когда он родился. Принесли дары волхвы, когда ему уже было около двух лет. Но хвала всегда воздавалась Богу за то, что Он позволил родиться Своему Сыну на Земле. Это традиция языческая и берет начало явно не в христианстве. Этот праздник по одной из версии День рождения зародился как тайный обряд Черной магии, имеющий языческие корни. Многие считают, что праздник день рождения, уже по другой версии, зародился благодаря культу поклонения богу Солнца.
б) сирень - кустарник
в) сосна - дерево