в космическом пространстве жила-была планета под названием Блестиана. Все на ней было прекрасно: глубокие моря и синие реки, пышные леса и цветущие сады, подпирающие небо горы и заливные луга.
Планета Блестиана была родным домом для зверей, насекомых и птиц. Все они были очень разными. Кто-то из них мычал, кто-то квакал, кто-то стрекотал, кто-то кудахтал. Но все они, как на подбор, любили чистоту и порядок. Никто не мусорил, не бросал ненужные вещи.
Но вот однажды на планете Блестиане появились существа, которые ходили на двух ногах, разжигали огонь, варили пищу и изготавливали разные вещи. Друг друга они называли «люди».
Поначалу люди были аккуратными. Но потом с ними что-то случилось, и они начали мусорить. Не все, конечно. Поначалу мусора было не так много. Но со временем мусор заполонил такие пространства, что насекомые, звери и птицы пришли в ужас.
Особенно возмущались жители Таинственного леса. Муравей Чик бегал по лесу в страшном волнении.
— Это что? – спрашивал он. И сам же отвечал:
— Банка.
— А это что?
— Склянка.
— А это что за хлам?
— Пакеты, газеты, салфетки, обрезки…
Муравей Чик остановился около кучи мусора и схватился за голову.
— Как дела, муравей? – спросил муравья Чика медведь Валун.
— Неважно, — сказал Чик, – ползаю вокруг каких-то банок.
— И мне тоже невесело. Я же ночной охотник, искал добычу и всю ночь запинался за какие-то мешки, — сказал медведь Валун.
— А я за какие-то бутылки, — подхватил разговор заяц Зиша.
И они все вместе начали рассуждать о том, что Таинственный лес совсем замусорился.
— Во всем виноват мусорный колдун Грязеан I, — сказала синичка Пичуга. – Он заколдовал людей, и они начали мусорить. Надо расколдовать их и всё встанет на свои места.
— Но мы не знаем, как это сделать, — заметил муравей Чик.
— Давайте наведём порядок в нашем Таинственном лесу, — пробурчал медведь Валун. – И будем поддерживать его. А кто будет мусорить, тому я покажу свою медвежью силу!
Все согласились с медведем Валуном. Да и попробуй не согласись с ним — сам испытаешь на себе медвежью силу!
Все от мала до велика начали очищать от мусора Таинственный лес. Мусорный колдун Грязеан I попробовал было сунуться в него, да дятел быстро стукнул ему по лбу.
Вскоре в Таинственном лесу всё блестело и сверкало.
Люди, глядя на чистоту и красоту Таинственного леса думали о том, что неплохо было бы и на всей планете Блестиане навести порядок.
Может быть, они когда-нибудь сподобятся это сделать?
Вот такая сказочка про чистую планету получилась.
дальше переведи в переводчике
Алиби Джангильдин
Будущий первый казахский революционер-большевик Алиби Джангильдин родился в 1884 году в Тургайской области в бедной семье, дважды сбегал из дома, чтобы получить образование, учился в Кустанае, Оренбурге (духовная консистория), Москве. В 1905 году его исключили из Московской академии за революционную деятельность. Тогда Алиби Джангильдин дал объявление в газеты о том, что собирается обойти пешком всю Землю, и ищет попутчиков. На призыв откликнулись два молодых человека — петербуржский инженер-технолог Полевой и преподаватель Московского коммерческого института Коровин. В 1910 (по другим данным — в 1908) году они отправились в путь, правда, вскоре его спутники остались в Венгрии, а сам Алиби пересек Сербию, Турцию, Сирию, Палестину, Египет, Индию, Цейлон, Индокитай, Японию. На жизнь он зарабатывал фотографией. Спустя четыре года Джангильдин вернулся домой. Именно Алиби часто называют первым казахским путешественником, нашим Марко Поло.
Он даже написал «Книжку путешественника вокруг света Н. Степанова, он же Али-Бей Джангильдин».
В 1915 году Алиби Джангильдин стал первым казахом-большевиком, через год вместе с Амангельды Имановым поднял вооруженное восстание против царского правительства, которое продолжалось вплоть до Февральской революции. После нее Алиби Джангильдин отправился в Петроград, где немного поучился агитации, получив удостоверение от большевиков для ведения пропаганды. Однако в Тургае, куда он приехал распространять большевистские идеи, его арестовали на два месяца по приказу областного комиссара Временного правительства Алихана Букейханова. После Октябрьской революции Алиби встретился с Лениным. Говорят, что Владимир Ильич познакомился с Алиби еще во время путешествия последнего по Европе, правда, сам Джангильдин эту встречу не запомнил, о чем и признался вождю большевиков.
14 декабря 1917 года Алиби Джангильдин стал временным комиссаром Тургайской области.
Уже через месяц Алиби Джангильдин пообещал Сталину, что сможет подорвать усилия алашординцев по созданию автономии. 14 мая 1918 года Джангильдин был назначен чрезвычайным военным комиссаром Степного края. Летом 1918-го Джангильдину выдали 68 миллионов рублей для Туркестана и Тургайской области, а также оружие, боеприпасы, медикаменты, одежду. Для доставки груза создали интернациональный отряд из 132 человек: русских, украинцев, казахов, немцев, татар, поляков. В августе 1918 года, в самый разгар Гражданской войны, отряд с грузом сел в Астрахани на шхуны «Аббасин» и «Мехли», пересек Каспий, но порт был занят белыми, поэтому пришлось высаживаться на пустынном берегу и идти через Мангышлак. Периодически на караван нападали белые, несколько десятков человек погибли. За 57 дней отряд более трех тысяч километров, и 11 ноября доставил оружие, медикаменты и боеприпасы для красных, сражавшихся на Актюбинско-Туркестанском фронте.
Спустя три месяца, 27 января 1919 года, Джангильдин отправил в Москву телеграмму о том, что Тургай теперь красный.
Исследователь Изгилик Дабаев писал, что «в лихие годы чрезвычайному комиссару было предоставлено право любого нарушителя закона самолично наказывать, вплоть до расстрела».