Вещный иск в римском праве был направлен на признание права в отношении определенной вещи. Личный иск был направлен на выполнение обязательства определенным должником, должник – ответчик. Институции Гая уточняют, что «личным будет тот иск, который мы вчиняем против того, кто ответствует или по договору, или из преступления…» В тоже время выделяется понятие казуса – случай, случайное событие, причинившее вред. Это высшая непреодолимая сила, непредвиденное и неотвратимое событие, не зависящее от воли должника, за которое он не отвечал. В уголовном праве казус означал непреднамеренное повреждение имущества, защищаемое правом. Учитывая изложенное, речь идет скорее всего о казусе, но если выбирать между вещным и личном иске, то следует остановиться на последнем, а именно иске, возмещающем убытки и наказании ответчика (при этом за повреждение вещей взыскивалась не их стоимость, а высшая цена, которую они имели в течение последнего года или месяца).
Формула начиналась с назначения судьи. Остальные части формулы делились на обязательные и факультативные. Обязательные части формулы: 1. Intentio – суть требований и возражений сторон (В данном случае – требование возместить стоимость убитой овцы). 2. Condemnatio – правовая квалификация дела (Признать произошедшее казусом и отказать в удовлетворении иска). Факультативные части формулы: 1. Demonsratio – дополнительное пояснение пожеланий сторон (в сложных делах). 2. Adiudicatio – предоставление претором судье дополнительных правовых возможностей (например, раздел наследства). 3. Exceptio – в этом разделе претор отмечает возражения, которые ответчик мог сделать против иска (например, exceptio doli – ссылка на умысел истца, например, при заключении договора). 4. Prescriptio – оговорка на то, что цена иска точно не установлена.
Согласно воззрениям сторонников естественного права - право возникло естественным путём, появилось раньше государства, оно даровано Богом или существует неизменно благодаря природному происхождению, поэтому государство должно уважать и соблюдать естественные права и свободы человека (право на жизнь, свободу мыслить, на собственность как своё достояние, на создание семьи и продолжение рода, на объединение в государство).
Также правовая доктрина (труды ученых) не является источником. Я думаю, что она не используется, потому что тогда пришлось бы анализировать доктрину, решать к мнению каких ученых прислушиваться, а к каким нет, в условиях конфликта мнений.