II. Подчеркните основы данных предложений. Определите, сколько частей в каждом предложении, пронумеруйте их. Расставьте знаки препинания.
1. Вежливость в поступках это то же самое что грация в красоте.
2. Хороши также летние туманные дни хотя охотники их и не любят.
3. Утром когда Кузьма Марии уже не было.
4. Впереди показались чёрные обнажившиеся из-под воды камни между которыми вода льётся пенится бурлит.
5. Летняя ослепляемая солнцем Москва накаляясь асфальтами дворов разбрасывая зайчики оконницами верхних помещений и дыша цветением туч и бульваров вертится вокруг меня кружит мне голову и хочет чтобы я во славу ей кружил голову другим.
III. Подчеркните основы данных предложений. Определите, сколько частей в каждом предложении, пронумеруйте их. Расставьте знаки препинания (запятую, точку с запятой, двоеточие или тире).
1) Оглянулся ночь казалась перед ним ещё блистательнее.
2) Ухаживаешь за рябиной заботишься о ней ягода крупнеет и добреет.
3) У времени нет счета его мы сами придумали.
4) Зелёные листья на деревьях побагровели будто осенью травяной луг покрылся цветами на оконных стёклах заиграли отсветы огня.
5) Всё было тихо в глубокой чаще леса слышались только раскаты соловья.
IV. Подчеркните основы данных предложений. Определите, сколько частей в каждом предложении, пронумеруйте их. Расставьте знаки препинания. В скобках объясните постановку знаков препинания.
1)Журавли успокоились и стало слышно как над головой зашелестели листья.
2) Долго царил мрак и вихрь долго крутились снежные хлопья пока не засветлело в воздухе.
3)В комнате был уютный сумрак какой бывает в пасмурные дни зимой и кажется что наступают сумерки хотя до обеда ещё далеко.
В этой жизни простого солдата смешалось высокое и будничное, героическое и повседневное. С. давно привык к реалиям войны: «оттерпелся и понял, что не похожа война на то, что представлялось им…». Герой уже не замечает ракет, рассекающих небо, трассирующих снарядов, пулеметных очередей. Он думает о самом простом, насущном: «С хлебцем плохо. Навару никакого. Полкотелка жидкой пшенки на двоих – и будь здоров. Распутица!»
И подвиги С. совершает также просто и естественно. Под огнем врага он ползет по простреливаемому полю к убитому немцу: «Сашка помедлил малость, обтер пот со лба. Для себя ни за что бы не полез, пропади пропадом эти валенки. Но ротного жалко…Его пимы насквозь водой пропитались…а тут сухонькие наденет и походит в сухом…Ладно, была не была!»
Война поставит С. перед трудным выбором: нравственный закон или воинский долг? С. будет дан приказ расстрелять пленного немца. Этот немец не верит в правдивость советской листовки, обещающей военнопленным «хорошую жизнь». С., свято верящий в эту святую правду, начинает убеждать немца. Узнавший об этом споре командир в гневе приказывает расстрелять пленного фрица, чтобы не сомневался. А выполнить приказ поручено С., чтобы «не рассиропливался», «не входил в положение пленного. А ординарцу – проследить…» Но С. не может выстрелить в пленного, пусть и врага. Теперь то он безоружен, слаб. Ему обещали «хорошую жизнь», как же можно теперь его обмануть?! С. находится перед нравственным выбором. Героя то, что одумавшийся командир отменяет свой приказ. С. удается не преступить нравственный закон, выполняя приказ командира.