Запишите елова последнего ряда и обозначьте их морфем- ный состав. Укажите в первом предложении главное и придаточное предложения. К каким частям речи относятся слова этого предложения? Объясните правописание выделенных слов. Порядок анализа текста 1. Определить тему текста. Отметить средства, позво- ляющие это сделать: a) начало текста; б) ключевые слова и др. 2. Определить тип речи (описание, повествование, рассуждение). 3. Указать синтаксические особенности текста: а) количество предложений; б) преобладающие типы предложений;B в связи предложений (цепной или парал- лельный) и др. 4. Отметить средства связи частей текста (специали- зированные средства создания смысловой и грам- матической цельности): a) порядок слов (чередование данного и нового и др.); б) ударение (расставить ударения для чтения); в) лексический повтор; г) местоимения; д) союзы и др. 5. Определить стиль текста: a) отметить влияние речевой ситуации на стиль текста (где? с кем выражения ав- торской оценки3; б) разговорный или книжный (научный, деловой, публицистический, художественный); в) отметить стилистические средства: фонетические; лексические; словообразовательные (морфемные); морфологические; синтаксические. 6. Отметить качества хорошей речи. 7. Прокомментировать орфограммы и пунктограммы. 7
На картине григорьева изображен теплый осенний день, конец сентября – начало октября. ветер, сметая, скручивает желтые листья, деревья и кустарники почти обнажены. пока еще сухая, но уже не ранняя осень. небо затянуло, как будто пеленою. на заднем плане виднеется город в легкой дымке. пейзаж – фон, на котором изображены дети. он написан легко и свободно. пейзаж подчинен главному рассказу о детях, увлеченных игрой в футбол. собрались после школы поиграть в футбол на пустыре. ворота сооружены у них из портфелей, сумок и беретов. художник не изобразил самого футбольного состязания, поэтому полотно стало еще ценнее. но туда, куда смотрит вратарь и зрители острое положение, может через несколько секунд мяч приблизится к воротам. все зрители одеты тепло, они сидят в шапках и пальто. только вратарь в одних трусах, словно на дворе лето. на руках у него перчатки, по которым видно, что мальчик опытный и не раз стоял на воротах. самым ярким пятном картины является красный спортивный костюм мальчика, стоящего позади вратаря. вратарь стоит, слегка согнувшись, прикрыв ворота и живо реагируя на происходящие, на поле действия. словно на скамейках, сидят болельщики на досках, сложенных у края дома. зрители самых разных возрастов: и дети, и дяденька, и маленький ребенок. все они очарованные игрой следят за ней пристально и увлеченно. сильней всего захвачен матчем мальчик в темно-зеленом костюме. мужчина - прохожий, который увлекся игрой и остался понаблюдать за ней. девочки тоже . безразлична к футболу только белая собачка, что дремлет, свернувшись калачиком возле детворы. художнику удалось объединить персонажей единым действием. каждой детали найдено свое место и, вместе с тем, каждый персонаж раскрыт убедительно; не случайно картина «вратарь» является одной из лучших. в ней сочетаются выразительные детали, удачная композиция
048 Русская литература— кладезь удивительных произведений. Она популярна среди читателей всего мира не только из-за великолепия русского языка, не только благодаря богатству и красочности художественных средств выразительности, но и благодаря вечно актуальным философским и нравственным проблемам, которые поднимают русские классики. Переоценка ценностей прослеживается особенно ярко в послевоенные периоды: национальная трагедия дает толчок новым идейным исканиям, поиску новых духовных идеалов, что и отражено в литературном творчестве писателей и поэтов того времени. Поднимаются такие значимые для человечества темы как судьба человека, смысл жизни, справедливость и честь, любовь и одиночество, жестокость войны и ее удручающие последствия, невосполнимые потери. Мне близки столь живые и реалистичные стихотворения Твардовского ("Я убит подо Ржевом", "Матери" и т.д.), его бессмертный "Василий Теркин", лирика Симонова, особенно "Жди меня и я вернусь...", произведения Б. Пастернака "Доктор Живаго" и Солженицына "Один день жизни Ивана Денисовича", "Архипелаг ГУЛАГ". И, конечно, нельзя не упомянуть знаменитейший роман-эпопею 19ого века Толстого "Война и мир". Действительно, немало вопросов было задано человечеству войной. Меня заинтересовали проблемы, поставленные М.Шолоховым в рассказах "Судьба человека", о влиянии войны на русского человека и силе его духа. Так же же меня впечатлила сила духа русского солдата в период войны, наглядно проиллюстрированная Б. Полевым в "Повести о настоящем человеке". Именно эти произведения произвели на меня глубочайшее впечатление, повлияли на мое мировоззрение. Они затрагивают близкие мне темы, вопросы, заданные войной как отдельному человеку, так и всему человечеству. "Судьба человека"- повествование, описывающее жизнь человека, попавшего в мясорубку войны и не потерявшего в ней самого себя, не сломавшегося в нечеловеческих условиях. Красной нитью проходит в данном произведении Шолохова тема поиска смысла жизни, поиска счастья. В начале рассказа главный герой, Андрей Соколов, имеет все, чего желает обычный человек: работа, дом, семейная идиллия. Счастье и благополучие его составляют жена, дети, любимое дело. Однако война кардинально меняет его жизнь. Он уходит на фронт и больше никогда не увидит родных. Он видит гибель тысяч людей, проходит ужасы концентрационных лагерей и тем не менее сохраняет человеческие черты, сохраняет надежду на жизнь и счастье. Вернувшись в родной Воронеж, он застает лишь котлован, оставленный бомбой, на месте своего дома. Как должен чувствовать себя человек потерявший смысл своего существования? От невыносимой боли и тоски его глаза и стали "словно присыпанные пеплом". Какое-то время его еще поддерживает надежда увидеть сына Анатолия после войны. Но день подписания капитуляции омрачает весть о смерти любимого сына. Глаза Андрея окончательно угасают его лишь маленький мальчик Вася, которому Андрей становится отцом, взяв его под опеку. В этом сироте, так безгранично его полюбившем, в его воспитании Андрей и находит смысл своей дальнейшей жизни. Так разрешается вопрос предназначения человека в условиях войны в рассказе М. Шолохова. А в "Повести о настоящем человеке" Б. Полевой воодушевляет читателей другим идеалом- Мересьевым. Алексей Мересьев- главный герой произведения. Самолет его был сбит над лесом, сам он чудом остался жив. Каждое движение ему давалось очень тяжело, ноги были сильно повреждены после падения, но он мужественно прополз не один километр. Ему партизаны, затем он попал в госпиталь. Врач объявил Алексею о неизбежности ампутации. После операции Алексей замкнулся. Позже попал Алексей в полетную школу. После первой тренировки его инструктора поразило известие, что ученик летает, имея протезы вместо ног. Такую любовь к жизни в него вдохнул комиссар, лежавший некогда с ним в госпитале. Он стал для Мересьева примером настоящего Человека. " Он просто жил, жил жадно и полнокровно, забывая или заставляя себя забыть о мучивших его недугах." Такую же жизненную позицию занял и Алексей. Он полюбил жизнь и в то же время готов был с легкостью с ней расстаться для блага Отчизны. Обоих героев, Соколова и Мересьева, объединяет удивительная стойкость, любовь к жизни. Они оба герои, совершившие подвиг, оба стали идеалами и кумирами многих читателей. В условиях войны каждый из них остался Человеком. Война задает непростые вопросы. Невольно хочется процитировать Льва Николаевича Толстого: "Неужели тесно жить людям на этом прекрасном свете, под этим неизмеримым звездным небом? Неужели может среди этой обаятельной природы удержаться в душе человека чувство злобы, мщения или страсти истребления себе подобных?" Война несет лишь бедствия, боль, потери. Война — это страдания, слезы и страх. Вечные проблемы, перед которыми она ставит человечество, никогда не потеряют свою актуальность.
Сори конечно, но я вообще ничего не поняла