Толстой Федор Петрович является знаменитым скульптором и живописцем. Он был великолепным рисовальщиком, кроме того, занимался еще и гравюрой одной из самых известных работ художника, является картина, которая называется «Цветы, фрукты, птица». Жанр, в котором выполнено полотно, это – натюрморт.
Увидев это художественное произведение в первый раз, мне показалось оно странным, в какой степени даже необычным. Мы привыкли, что в натюрмортах художники стараются подобрать на нем предметы в каком-то едином композиционном решении. На картине Толстого «Цветы, фрукты, птица» такого единства нет. Изображенные детали не сочетаются друг с другом, кажутся неуместными. Определение, которое подходит этой картине – «куча-мала». Но это лишь мнение простого обывателя. Художественные критики, напротив, считают, что Толстой намеренно попытался в своем натюрморте расположить элементы, которые, на первый взгляд, несовместимы. Творцы той эпохи, в которой жил и работал художник Толстой, утверждали, что наш мир произошел из хаоса. Наверное, именно это утверждение и попытался реализовать в своей картине художник. Действительно, картина напоминает хаос. А кто-то вообще предположил, что «Цветы, фрукты, птица» — это ничто иное, как хорошая детская аппликация. Так или иначе, картина заставляет нас задумываться над тем, а чтобы вы смогли нарисовать в своем натюрморте, какие предметы вы бы на нем разместили.
Мне интересно творчество многогранного мастера Толстого, я самостоятельно пытаюсь найти в нем скрытый смысл. Но назвать картину гармоничной я не могу. Быть может, Толстой хотел просто привлечь к себе и к своему творчеству внимание и зрителей, и критиков? И пусть многие считают картину Ф.П. Толстого неудачной попыткой написать натюрморт, мне его художественное произведение нравится.
Свобо́да — идея, отражающая такое отношение субъекта к своим актам, при котором он является их определяющей причиной и они, стало быть, непосредственно не обусловлены природными, социальными, межличностно-коммуникативными, индивидуально-внутренними или индивидуально-родовыми факторами.
Свобода подразумевает наличие у человека или процесса возможности выбора варианта и реализации (обеспечения) исхода события. Отсутствие такого выбора и реализации выбора равносильно отсутствию свободы — неволе.
В определенном смысле, понятие свободы противоположно понятию необходимости.
В этике свобода связана с наличием свободой воли человека. Свобода воли налагает на человека ответственность и вменяет в заслугу его слова и поступки. Поступок считается нравственным только в том случае, если он совершается свободной волей, является свободным волеизъявлением субъекта. В этом смысле этика направлена на осознание человеком своей свободы и связанной с ней ответственности.
Слово «свобода» в нынешней его форме имени существительного — сравнительно позднего происхождения.
В различных культурах свободе уделяют разное внимание. Так, например, в современной западноевропейской культуре либерализм ставит понятие свободы во главу угла. И напротив — во многих восточных культурах традиционно рациональное и сугубо практическое отношение к этому понятию, или даже полное отсутствие внимания к вопросу свободы, которая не существует как самостоятельная ценность. Также зачастую свобода как самостоятельная ценность часто оценивается в культурах как нечто как минимум опасное, а то и откровенно вредное. Такая оценка может быть основана на предположении, что реальная свобода может быть достигнута только при самодостаточности индивида, в то время как на практике все люди живут в общинах.
Также очевиден вывод, что чем большее внимание уделяется общественным выгодам, тем меньшую ценность имеет свобода индивида. И эту точку зрения зачастую разделяет сам индивид, как носитель культуры. То есть такое ограничение носит ненасильственный характер, а основано на взаимовыгодном сосуществовании людей.