Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему, раскрывая смысл высказывания известного писателя В.Г.Короленко: «"Русский язык обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста. Объем сочинение должен быть не меньше 80 слов текст: Он нёс меня на себе восемь километров. (2) Восемь тысяч метров по раскалённой земле. (3) Я до сих пор помню его горячую спину, пот, который,
будто кислота, разъедал кожу на руках. (4) И белую даль, словно
накрахмаленная больничная простыня… (5) Я всё это помню, помню в деталях, в
подробностях, в красках. (6) Но всё равно ничего не могу понять. (7) И сегодня,
спустя много лет, когда я вспоминаю тот случай, моя мудрость, потеряв
равновесие, бес вязнет в густой трясине: мне кажется непостижимой и
странной вся наша жизнь, особенно если пытаешься её понять.
(8) Нам тогда было по тринадцать – мне и моему закадычному другу Серёжке
Леонтьеву. (9) Мы пошли рыбачить за тридевять земель на старый, обмелевший
пруд. (10) Мне вдруг приспичило освежиться, и я полез в воду, но не успел
сделать и шагу, как вскрикнул от острой боли в ноге. (11) Ко мне бросился
Серёжка, он выволок меня на берег. (12) Я с ужасом увидел, что из пятки торчит
осколок бутылочного горлышка, а на траву каплет густая кровь. (13) Восемь
километров Серёжка нёс меня на себе.
– (14) Серёнь, брось меня! – шептал я сухими губами.
– (15) Нет! – хрипел друг. (16) Это было как в кино: друг выносит с поля боя
раненого друга. (17) Свистят пули, рвутся снаряды, а ему хоть бы хны. (18) Он
готов пожертвовать своей жизнью, отдать своё сердце, свою душу, готов отдать
всё на свете… (19) У меня от слабости кружилась голова, и вдруг, сам не знаю
зачем, я сказал Серёжке:
– (20) Серёнь, если я умру, то передай от меня привет Гальке Коршуновой! (21)
Скажи ей, что я её любил.
(22) Серёжка, сдувая с лица капли пота, рвал свою футболку на лоскуты и от
усталости, кажется, уже не соображал,
больницы, потом, тяжело дыша, сидел на кушетке и смотрел, как врач
обрабатывает мою рану.
(24) А на следующий день, когда я, хромая, вышел во двор, все уже знали, что
перед смертью я просил передать привет Гальке Коршуновой. (25) И я сделался
посмешищем всей школы. (26) Моё появление теперь у всех вызывало
конвульсии глумливого хихиканья, и я, от природы жизнерадостный мальчишка,
стал замкнутым и застенчивым до болезненности.
(27) Зачем он рассказал им про мой привет? (28) Может быть, он просто
изложил все подробности того случая, не предполагая, что моя всех так
рассмешит? (29) А может быть, ему хотелось, чтобы его геройство выглядело
более внушительным на фоне моего тщедушного актёрства? (30) Не знаю!
(31) Он нёс меня восемь километров по залитой солнечным зноем дороге. (32)
Но я до сих пор не знаю он меня или предал.
(33) Шрам на ноге почти полностью зарубцевался, а вот сердце моё до сих пор
кровоточит. (34) И когда мне говорят: «Вам такой-то передал привет, я цепенею
от ужаса, и по моей спине пробегают мурашки».
(По М. Худякову)
Объяснение:
Мы живем в мире звуков. Одни звуки вызывают положительные эмоции, другие – настораживают, волнуют, вызывают чувство тревоги или успокаивают и навевают сон. Звуки вызывают образы. При комбинации звуков можно оказывать эмоциональное воздействие на человека, что мы особенно воспринимаем, читая художественные литературные произведения и произведения русского народного творчества.
В художественных произведениях, и главным образом в поэзии, используются различные приемы усиления фонетической выразительности речи.
Особым образом организованная поэтическая речь получает яркую эмоционально-экспрессивную окраску. В этом – одна из причин того, почему содержание стихов не допускает «пересказа в прозе».
Звукопись - прием усиления изобразительности текста с повторения ударных и безударных слогов, гласных и согласных звуков.
Наиболее распространенной формой звукописи являются поэтические повторы, образующие особое построение текста. Это придает тексту своеобразную симметрию.
Например:
Я мечтою ловил уходящие тени,
уходящие тени погасавшего дня,
Я на башню всходил, и дрожали ступени,
И дрожали ступени под ногой у меня.
И чем выше я шел, тем ясней рисовались,
Тем ясней рисовались очертанья вдали,
И какие-то звуки вдали рисовались,
Вкруг меня раздавались от Небес до Земли.
(Бальмонт)
Основной принцип усиления фонетической выразительности речи состоит в подборе слов определенной звуковой окраски, в своеобразной перекличке звуков. Звуковое сближение слов усиливает их образную значимость, что возможно только в художественном тексте, где каждое слово выполняет важную эстетическую роль.
Главным усиления фонетической выразительности художественной речи является звуковая инструментовка — стилистический прием, состоящий в подборе слов близкого звучания.
Например:
Пирует Петр. И горд, и ясен,
И славы полон взор его.
И царский пир его прекрасен.