Выпускница лицея № 1 г. Томска Полина Глушкова вспоминает о своем детстве как о череде уроков, посещений кружков и секций, занятий с репетиторами и ночных выполнений домашних заданий. – У меня совсем не было свободного времени. В некоторые дни, начиная с 5 класса мне нужно было после школы идти в художественную школу, потом на танцы, уроки я садилась делать в 9 вечера. Очень уставала, по утрам у меня часто болела голова. А в старших классах, хоть кружки и сократились, прибавились занятия с репетиторами. Родители хотели, чтобы я основательно подготовилась к экзаменам и поступила в вуз.
Родители выпускников признаются, что в пору их детства такого не было. Свободное время дети проводили во дворах. Мальчишки гоняли мяч или играли в «войнушку», девочки – в «классики» или «дочки-матери», а то и совместно ватага ребят придумывала общие интересные игры. Что же происходит сегодня? Почему родители отправляют детей в кружки и секции, а не во двор валять дурака? С этим вопросом я обратилась к психологу лицея № 1 Муратовой Ольге Валентиновне.
– Детство сегодняшних ребят отличается тем, что исчезла дворовая культура. Изменилась концепция воспитания и модель семьи, вообще. Произошел переход от партнерской семьи к плюралистической семейной модели, с акцентом на индивидуальные права ее членов. Изменилась и политика государства. Гуманное стремление к единству семьи, бытующее в веке, сегодня видится как препятствие к индивидуальному развитию каждого из ее членов. Ребенок выступает не как несмышленый объект родительских притязаний, а как объект, наделенный которые нужно развивать. Родители желают своим детям самого лучшего, поэтому основной задачей воспитания ставят гонку за престижным образованием. С самого рождения мамы и папы, соревнуясь с другими семьями, пытаются всучить ребенку какие-то знания, посредством модных развивающих игрушек, посещений детских клубов, освоения современных электронных приборов. Порой пытаются даже выбрать друзей своим детям. Стремление к раннему развитию детей активно поддерживается рекламой и СМИ. Малыши, скованные гиперопекой, поначалу бьют рекорды, а родители гордятся собой. Но по данным исследований к 10 годам интеллектуальная наполненность у всех детей выравнивается и у тех, кто активно развивался, и у тех, кто был лишен такой возможности.
Организованное детство становится нормальным явлением в обществе. Мода на него пришла к нам из Европы. Но многие зарубежные педагоги сейчас уже осознают, что такое детство может привести к печальным результатам. Дело в том, что у ребенка нет своего личного пространства, свободного времени, чтобы пофантазировать, помечтать. Если их родители во дворе могли сами себя занять и учились решать конфликты доступными детскому сознанию методами, дети не умеют и даже не учатся находить выход из сложившейся ситуации. Они ждут подсказки, готового решения. Это чревато тем, что во взрослой жизни они не смогут проявить творчество, спонтанность, инициативу и предприимчивость. Со школьной скамьи их приучают к тестовой форме ответов на вопросы, программируют, но что, если программа даст сбой? Нет полета для фантазии. Это заметили и преподаватели вузов. Если раньше студенты сдавали экзамен по билетам и могли свободно изъясняться, сейчас предпочитают тесты, идут по пути наименьшего сопротивления, выбирая из уже предложенных вариантов. Это как в компьютерной игре, всегда есть подсказка: «налево пойдешь – меч найдешь» и т.п.
4. Найдите слова в тексте, которые соответствуют следующим определениям:
А) Система взглядов на что-нибудь.
Б активно действовать под влиянием внутренних побуждений.
Объяснение:
Если зима была снежной и с наступлением весны снег быстро растаял, то воды в реки прибывает очень много и они выходят из берегов, затапливают луга, леса, даже селения. Какое-то время вода стоит очень высоко, а потом постепенно начинает спадать, уходит, река возвращается в свое русло. Это явление - когда реки разливаются, называется весенним половодьем. Еще часто говорят: большая вода пришла.
Исаак Левитан, великий русский художник-пейзажист, так и назвал свою картину - "Большая вода". Она изображает весеннее половодье. Вода - разлившаяся река - занимает большую часть полотна. Она голубая, холодная, чистая, ровная, как зеркальная поверхность. В ней отражается чистое голубое небо, легкие облака и пока еще голые деревья - затопленная рекой рощица. Тонкие деревца выглядят беззащитно и трогательно. Среди них - почти обязательные для русского пейзажа деревья - березы. Подсвеченные солнцем, они кажутся розовыми.
В левой части тщательно выписанная желтая глинистая полоска земли красиво оттеняет голубую воду и как бы уводит взгляд зрителя в глубину картины. В перспективе видны затопленные крестьянские дома и крутой, недоступный для воды берег.
Темные тени деревьев на переднем плане говорят о том, что солнце светит сильно, ярко. Да это чувствуется и по общей тональности картины, по цвету красок, которые использовал художник. Картина наполнена светом. Именно этот эффект, особенно хорошо удавшийся Левитану здесь, передает подлинное ощущение весны, ее свежее дыхание.
На переднем плане, но не в центре, а немного левее, один из главных элементов пейзажа - одинокая утлая лодочка, причалившая к берегу. Она пуста. Может быть, какой-то крестьянин только что приплыл на ней из тех виднеющихся домишек. Может быть, ее сорвало с прикола и прибило сюда ветром. Каждый зритель картины придумывает свою историю этой лодочки и невольно становится соавтором сюжета.