Картина А.А. Рылова «В голубом просторе» – своеобразный итог поиска художника. В ней угадываются находки лет: читается эпичность «Зелёного шума» и одновременно присутствует драматизм, который нам известен по «Лебедям над Камой». Только вот птицы здесь выглядят иначе. В их спокойном величавом полёте нет признаков борьбы, которую было свойственно изображать художникам раннего советского периода.
В лазури неба и моря чувствуется мир и безмятежность. Белые птицы с огромными крыльями летят легко и свободно, будто купаются в тёплых лучах солнца. Так же безмятежны и белые барашки кучевых облаков. Дальше них – перистые облака, которые как бы образуют линию общего направления движения. Внизу – волны. Их колыхание – лёгкое и беззаботное, а по ним скользит парусный кораблик. Он и сам, словно птица, кажется, едва касается воды, парит над нею.
Зрителя так затягивает это бесшумное, невероятно лёгкое движение в пронизанной солнцем лазури, что он ощущает себя на большом корабле, плавно движущемся в сторону скал навстречу паруснику. В картине же движение происходит справа налево по плоскости Катрины. Однако плоски изображение не воспринимается благодаря игре красок неба. Чем ниже небо, тем голубизна глубже, а к линии горизонта она и вовсе приобретает зеленоватые оттенки. А рядом с коричневатыми скалами вспыхивают бирюзовые тона неба. Контрастом им служат фиолетовые тени на облаках и крыльях мощных птиц. Полёт лебедей спокойный, размеренный, словно скоро они вернутся к своим родным берегам.
Эту картину можно отнести к классическому жанру живописи. В то же время она пронизана романтикой, а значит, её можно считать и символической. В таком случае центральной её идее должно быть умиротворение, если не вообще состояние мира и созидания, которое, наконец, должно прийти после всех потрясений, происходивших в те годы в стране.
По сути, полотно изображает тот мир, к которому стремилась признавшая революцию интеллигенция. Подобные планы можно видеть и в произведениях раннего советского кинематографа. Та идея светлого будущего, к которому мы так стремились тогда, была выражена во многих произведениях советского искусства, и одним из достойнейших шедевров той эпохи можно назвать произведение А.А. Рылова «В голубом просторе».
— Так ты думаешь, земляк, что плохо пойдет наша пшеница? — говорил человек, с вида похожий на заезжего мещанина, обитателя какого-нибудь местечка, в пестрядевых, запачканных дегтем и засаленных шароварах, другому, в синей, местами уже с заплатами, свитке и с огромною шишкою на лбу.— Да думать нечего тут; я готов вскинуть на себя петлю и болтаться на этом дереве, как колбаса перед Рождеством на хате, если мы продадим хоть одну мерку.— Кого ты, земляк, морочишь? Привозу ведь, кроме нашего, нет вовсе, — возразил человек в пестрядевых шароварах.«Да, говорите себе что хотите, — думал про себя отец нашей красавицы, не пропускавший ни одного слова из разговора двух негоциантов, — а у меня десять мешков есть в запасе».То-то и есть, что если где замешалась чертовщина, то ожидай столько проку, сколько от голодного москаля, — значительно сказал человек с шишкою на лбу.— Какая чертовщина? — подхватил человек в пестрядевых шароварах.— Слышал ли ты, что поговаривают в народе? — продолжал с шишкою на лбу, наводя на него искоса свои угрюмые очи. (Николай Васильевич Гоголь "Вечера на хуторе близ Диканьки)
Картина А.А. Рылова «В голубом просторе» – своеобразный итог поиска художника. В ней угадываются находки лет: читается эпичность «Зелёного шума» и одновременно присутствует драматизм, который нам известен по «Лебедям над Камой». Только вот птицы здесь выглядят иначе. В их спокойном величавом полёте нет признаков борьбы, которую было свойственно изображать художникам раннего советского периода.
В лазури неба и моря чувствуется мир и безмятежность. Белые птицы с огромными крыльями летят легко и свободно, будто купаются в тёплых лучах солнца. Так же безмятежны и белые барашки кучевых облаков. Дальше них – перистые облака, которые как бы образуют линию общего направления движения. Внизу – волны. Их колыхание – лёгкое и беззаботное, а по ним скользит парусный кораблик. Он и сам, словно птица, кажется, едва касается воды, парит над нею.
Зрителя так затягивает это бесшумное, невероятно лёгкое движение в пронизанной солнцем лазури, что он ощущает себя на большом корабле, плавно движущемся в сторону скал навстречу паруснику. В картине же движение происходит справа налево по плоскости Катрины. Однако плоски изображение не воспринимается благодаря игре красок неба. Чем ниже небо, тем голубизна глубже, а к линии горизонта она и вовсе приобретает зеленоватые оттенки. А рядом с коричневатыми скалами вспыхивают бирюзовые тона неба. Контрастом им служат фиолетовые тени на облаках и крыльях мощных птиц. Полёт лебедей спокойный, размеренный, словно скоро они вернутся к своим родным берегам.
Эту картину можно отнести к классическому жанру живописи. В то же время она пронизана романтикой, а значит, её можно считать и символической. В таком случае центральной её идее должно быть умиротворение, если не вообще состояние мира и созидания, которое, наконец, должно прийти после всех потрясений, происходивших в те годы в стране.
По сути, полотно изображает тот мир, к которому стремилась признавшая революцию интеллигенция. Подобные планы можно видеть и в произведениях раннего советского кинематографа. Та идея светлого будущего, к которому мы так стремились тогда, была выражена во многих произведениях советского искусства, и одним из достойнейших шедевров той эпохи можно назвать произведение А.А. Рылова «В голубом просторе».