вернувшись с войны, рассказчик едет навестить свою бабушку. он хочет встретить её первой, поэтому к дому пробирается . рассказчик замечает, как обветшал дом, в котором он вырос. крыша баньки провалилась, огороды заросли, а в доме нет даже кошки, поэтому пол по углам прогрызли мыши.
над миром пронеслась война, появились новые государства, погибли миллионы людей, а в доме ничего не изменилось, и бабушка всё так же сидит у окна, сматывая в клубок пряжу. она сразу узнаёт внука, а рассказчик замечает, как бабушка постарела. налюбовавшись внуком с орденом красной звезды на груди, старушка говорит, что устала за свои 86 лет и скоро умрёт. она просит внука приехать и похоронить её, когда придёт её час.
вскоре бабушка умирает, но с уральского завода отпускают только на похороны родителей.
я ещё не осознал тогда всю огромность потери, постигшей меня. случись это теперь, я бы ползком добрался от урала до сибири, чтобы закрыть бабушке глаза, отдать ей последний поклон.в сердце рассказчика поселяется «гнетущая, тихая, вечная» вина. он выведывает у односельчан подробности её одинокой жизни. рассказчик узнаёт, что в последние годы бабушка обезножила, не могла носить воду с енисея и мыла картошку в росе; что ездила она на моленье в киево-печёрскую лавру.
автор хочет знать о бабушке как можно больше, «да захлопнулась за ней дверь в немое царство». в своих рассказах он пытается поведать о ней людям, чтобы вспомнили они о своих бабушках и дедушках, и чтобы жизнь её была «беспредельна и вечна, как вечна сама человеческая доброта». «да от лукавого эта работа», — нет у автора слов, которые всю любовь к бабушке и оправдывают его перед ней.
автор знает — бабушка простила бы его, вот только нет её, и прощать некому.
однажды один мужчина пришел за советом к знаменитому мудрецу и задал ему интересный вопрос:
— мне хочется узнать, сколько друзей нужно человеку? я много думал над поговоркой «не имей сто рублей, а имей сто друзей». что-то в ней есть, но, по-моему, если стараться завести себе как можно больше друзей, то можно стать неискренним человеком с наигранными чувствами. тем более, дружба проверяется , сразу после знакомства сложно понять, что человек из себя представляет на самом деле. да и где найти время и силы на сотню друзей?
— я могу ответить на твой вопрос, — сказал мудрец, — вернее, ты сам все поймешь. видишь во дворе вон ту огромную яблоню? это одно из самых высоких деревьев в мире. сорви и принеси мне, , яблоко с самой верхней ветки.
мужчина посмотрел вверх и, прищурившись от солнечных лучей, спросил:
Честь и достоинство как отражение моральной ценности личности
Честь, согласно Словарю В.И. Даля, — это «внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть в этом определении заключена универсальная характеристика добродетельной личности человека пушкинской эпохи. Сам А.С. Пушкин незадолго до дуэли писал графу Репнину: «Как дворянин и отец семейства, я должен блюсти честь и имя, которое оставлю моим детям». Так что знаменитый эпиграф к повести «Капитанская дочка» — «Береги честь смолоду» — не просто красивая фраза, а пушкинский девиз, отстаивая который, создатель образа Петра Гринева, поплатился собственной жизнью.
Слова с корнем «ДОСТОЙНЬ» широко распространены в древнерусском языке XI—XIV вв. Кроме знакомого нам слова достоинство (современное написание: достоинство), встречаем также досто- иникъ — «наследник»; достоиноство — «достойный веры, доверия»; ЛостоинопЪсныи — «достойный воспевания». Этимологический анализ позволяет нам понять, что в словах достопамятный, достопочтенный, достояние так же сохраняет свое исконное значение корень «ДОСТОИНЬ»: достойный памяти; достойный почтения; имущество, принадлежащее по достоинству кому-либо, и т.д.
В.И. Даль определяет понятие «достойный» как «стоящий, заслуживающий, надлежащий, должный, приличный, сообразный с требованиями правды, чести». В словаре Д.Н. Ушакова, который отражает языковое сознание людей середины XX в., у слова «достоинство» несколько значений. Достоинство — это, во-первых, положительное качество (честность и правдивость — главные достоинства этого человека); во-вторых, необходимые моральные качества, моральная ценность человека, а также сознание этой ценности, проявление уважения к себе.
Объяснение:
надеюсь все правильно )