В формах глагола времени перед суффиксом -Л пишется та же гласная, что перед -ТЬ в инфинитиве. Алгоритм 1) Определи время: настоящее или 2) Поставь глагол в неопределенную форму а) какая буква перед -ТЬ ? б) напиши её перед суффиксом -Л. ВидЕть- видЕл, сеЯть-сеЯл, готовИть- готовИл, слышАть- слышАл
Жила была стрекоза. Веселая такая. Был у нее жизненный колокольчик - это такой цветок, который оберегает любого насекомого - насекомое должно хранить такое растение в секретном месте. Шла она, как то раз, шла на рынок, чтобы купить там шляпку новую. Да вот потоп накрыл ее поселок, она под листом спряталась и сидит. Сома она не знает, что спряталась за клевером. Смотрит она смотрит, да уснула через час. Клевер вдруг зашевелился, свернул ее и унес в укрытие, подальше от поселка. Просыпается стрекоза, смотрит и думает: "А клевер-то священный! Отломлю-ка я кусочек!" Отломила стрекоза кусочек, до дома добралась и начала прибираться по дому, все на места ставить. Когда прибралась, на полочку кусочек от клевера положила. Пошла она опять на рынок. Идет идет, смотрит - тот самый клевер, только без лепесточка... Подошла она к нему, посмотрела да ушла. Приходит на базар, покупает шляпку. Идет, идет домой, да об камень спотыкается, прям рядом с клевером. Потеряв сознание, на утро она оказалась в той же самой хижине, потрепанной и пыльной. Стрекоза отломила кусочек и пошла домой. Приходит, кладет лепесточек на полку и спать ложится. Так месяца проходят. Вскоре шляпка потрепалась, положила она ее на пол. Надо опять на рынок идти. Приходит с рынка, а шляпки та нету. "Ну, - думает - не жалко. Все равно новая есть, старая мне не нужна!" С этой мыслью легла она спать. На утро просыпается стрекоза заболевшая вся, видно, на рынке заразилась. Испугалась она - смотрит на свой колокольчик, а он чахнуть начинает. Она его и полевала, и удобряла - не только хуже заболела. Легла стрекоза вечером, без лекарств, без ничего, и смотрела на фото ее отца-муравья и мать-стрекозу. Мать в другом городе жила, очень далеко от стрекозы - связаться только через письма, а до почты два километра идти. Лежит стрекоза и думает об пропавшем отце. Лежит и думает. Вскоре уснула. На утро стрекоза обнаружила третий лист - он лежал в чашке с кипятком. Выпила она чай, лепесток вынула. Вдруг в голову мысль пришла: "Что же это такое? Может это этот клевер во всем виноват?!" Встала и выкинула весь клевер через окно. Он разлетелся. Легла спать. На утро не было стрекозы. Цветок ее тоже зачах. Стрекоза лежала в яме рядом с тем чахлым домиком, муравей кидал в яму лепестки клевера, далее кинул уже новую ее шляпу. Держал он в руках стебель от бывшего клевера. На стебле был один лепесток. Заложил муравей травой и землей стрекозу. Сам в соседнюю яму смотря оторвал лепесток и упал замертво. Только некому было его закопать. Лежал он со стеблем в руке и с лепестком, накрывающим живот.
Придумала сама, не думала, что получится грустно, концовку ты можешь изменить.)
Перед нами картина В.М.Васнецова «Баян». Эта картина очень близка к эпизодам древнерусского произведения «Слово о полку Игореве». Оно глубокими корнями связано с народной культурой, с народными языком, с народным мировоззрением, отвечало народным чаяниям, оно создано в годы, когда процесс феодального дробления Руси достиг наибольшей силы. Множество мелких феодальных княжеств - «полугосударств» враждуют между собой, оспаривая друг у друга владения, старшинство, втягиваясь в братоубийственные войны во имя эгоистических княжеских интересов. На картине Баян, князь Игорь со своею свитою. Все слушают Баяна, который дает напутствие, поднимает ратный дух. Баян одет в тунику, обут в лапти. Его правая рука поднята вверх, а левая рука покоится на гуслях. Сидя с краю, он что-то говорит, а остальные его внимательно слушают. Баян – «вещий», он потомок языческого бога Велеса. Это «соловей старого времени». Баян сам слагал свои песни, и сам их пел, сопровождая их игрой на каком-то струнном инструменте. Он был любимцем князя Олега – родоначальника князей Олеговичей. Его песни – «славы» князьям. Баян пел песнь Ярославу Мудрому, храброму Мстиславу Тмутороканскому, Роману Святославичу. Его струны сами рокотали славу князьям. В своей высокопарной манере Баян как бы летал умом над облаками, «скакал соловьем» по воображаемому дереву, рыскал по тропе Трояна через поля на горы. Воины и князь сидят полукругом рядом с Баяном. Кто-то из воинов, слушая Баяна, смотрит вдаль, кто-то – на самого рассказчика. Одеты витязи в доспехи того времени и вооружены. Князь Игорь одет в зеленую тунику и бардовый плащ и, сидя между дружинников, смотрит на горизонт. На примере похода Игоря в «Слово…» нам рассказывают, к чему может привести отсутствие единения. Игорь терпит поражение только потому, что пошел в поход один. Сам по себе, Игорь скорее даже хорош, чем плох, но деяния его плохи, потому что над ним господствуют предрассудки феодального общества, идеология господствующего класса. Поэтому в образе Игоря на первый план выступает общее, а не индивидуальное. В картине автор использует темные тона, чтобы передать момент затмения солнца, не сулившее ничего хорошего для дружины. Чтобы показать этот момент, художник делает темными не только небо, но и затемняет землю и одежду героев картины. Картина передает дух Древней Руси, жизнь Древней Руси и состояние героев и людей того времени, изображает русскою природу и бескрайние просторы Родины.
В формах глагола времени перед суффиксом -Л пишется та же гласная, что перед -ТЬ в инфинитиве.
Алгоритм
1) Определи время: настоящее или
2) Поставь глагол в неопределенную форму
а) какая буква перед -ТЬ ?
б) напиши её перед суффиксом -Л. ВидЕть- видЕл, сеЯть-сеЯл, готовИть- готовИл, слышАть- слышАл