Картина, о которой пойдет речь в данной работе, называется «Конец зимы. Полдень». Она относится к поздним произведениям Юона. Написано эта картина в 1929 г. в деревне Лигачево под Москвой, где у художника был дом. На картине изображена деревня, сельская местность. На первый взгляд кажется, что время года, написанное художником, — зима, но потом появляется ощущение близости весны. Зима еще в силе, но уже подходят последние ее дни. Об этом свидетельствуют различные детали, тонко подмеченные художником. Снег, покрывающий двор, рыхлый и ноздреватый, снежный наст испещрен тенями и кажется влажным. На поленнице дров уже нет снега — очевидно, он стаял под солнечным теплом. На скатах крыш снег все еще лежит, но уже стаивает. Куры ходят по заснеженному двору, пытаясь добыть что-то из-под снежного наста. Вдалеке темнеет лес, окутанный теплой, почти весенней дымкой. Картина проста по композиции. Центральное место на ней занимает, как ни странно, снег — именно к нему приковано внимание зрителей. И снег, влажный, подтаявший, испещренный лиловатыми тенями деревьев, свидетельствует о приближении весны. На картине можно увидеть деревянный одноэтажный дом с двускатной крышей, припорошенной уже стаивающим снегом. Тонкими белыми штрихами поднимаются к небу березы. От них на снег падают длинные ровные тени. Поодаль стоят высокие стройные ели, а на заднем плане картины чернеет лес. По снегу разгуливают куры и яркий, длиннохвостый петух. Птицы, ищут что-то под снегом. На полотне видны фигуры лыжников, направляющихся в лес. Снег еще не растаял совсем, и люди пользуются последней возможностью сходить на лыжах. Полотно написано в характерной для Юона манере. Картина эта четкая по композиции, цвета плотны и насыщены, но при этом они каким-то образом остаются прозрачными. Изображение насыщено солнечным светом. Небо ясное и прозрачное, контрастирует своей почти весенней голубизной с темным лесом. Длинные тени, лежащие на снегу, позволяют предположить, что на картине изображена первая половина дня. И даже если бы это не было отражено в названии полотна, зритель мог бы догадаться, какое время суток стремился изобразить художник. Полуденное солнце растапливает своими лучами снег. И хотя зима еще не завершилась, но остро ощущается ожидание весны. Словно ароматом весенним повеяло на морозной заснеженной природе. От картины исходит устойчивое ощущение обжитости земли. Чувствуется, что художник любил деревню, знал ее.
1. Казалось бы и легко осуществить что-л., да нет возможности достичь желаемого. Ср. Видит око, да зуб неймет; Видит собака молоко, да рыло коротко. Отряд вмуровался в лесную зелень, и хотя летчики наверняка знали, что где-то здесь скрываются ненавистные партизаны, но «близок локоть, да не укусишь». Фашисты попусту тратили бензин и бомбы. Вер шигора, Люди с чистой совестью. Михаил Илларионович сидел на скамеечке, думал: «Вот если бы послушался „умников" и погнался бы тогда за Мю-ратом у Черешни, Наполеон успел бы проскочить мимо нас к Калуге по этой новой Калужской дороге. А так — близок локоть, да не укусишь, ваше величество!» Раковский, Кутузов. Близок локоть, да не укусишь сутки, а мы не приблизились к дому ни на метр. Накрывший вчера вечером непроглядный туман продержался беспрерывно весь сегодняшний день. Г. Ушаков, По нехоженой земле. И вот сейчас (близок локоть, да не укусишь!) мы не могли перехватить по дороге ушедших от нас мусор-ских связных, хотя в районах, по которым они идут, действуют наши рейдовые отряды. А. Бринский. По ту сторону фронта. 2. Все могло бы сложиться иначе, но теперь уже поздно (выражение сожаления, досады по поводу чего-л. неосуществленного, непоправимо утраченного). Вспоминается ему, как он покойно и тихо жил с сестрицами, как никто тогда не шумел, не гамел, и всякий делал свое дело не торопясь.. И нужно же было [жениться].. <Близок локоть, да не укусишь» мелькает в уме его пословица. Салтыков-Щедрин, Пошехонская старина. Да, близок локоть, да не укусишь,— так 28 рублей 50 копеечек и ухнули. Энгельгардт, Из деревни. Бился, бился, так приписался в торгаши. Что сделаешь? Близко локоть, да не укусишь. Н. Успенский, Хорошее житье. — Даль: Близко локоть, да не укусишь; Михельсон: Близко локоть, да не укусишь; Рыбникова: Близок локоть, да не укусишь.