основные признаки текста: тематическое и композиционное единство всех его частей; наличие смысловой и грамматической связи между частями; смысловая цельность, относительная законченность. текст может состоять из одного абзаца, а может быть статьей, докладом, книгой.
заключенная в тексте информация представляет собой содержание, выраженное в словесной форме. содержание соотносится с темой. тема — это то, о чем повествуется, что описывается в тексте, о чем ведется рассуждение. название текста может быть прямо связано с темой («война и мир», «отцы и дети»), а может и не указывать на тему («евгений онегин»), во многих произведениях (иногда и малых по объему) может быть несколько тем.
предложения в тексте связаны по смыслу и грамматически. причем связанными могут быть не только предложения, расположенные рядом, но и отделенные друг от друга одним или несколькими предложениями.
смысловые отношения между предложениями различны: а) содержание одного предложения может быть противопоставлено содержанию другого; б) содержание второго предложения может раскрывать смысл первого или пояснять один из его членов, а содержание третьего — смысл второго и т. д. таким образом, любой текст представляет собой соединение предложений по определенным правилам.
различают цепную и параллельную связь предложений. припараллельной связипредложения не сцепляются одно с другим, а сопоставляются, при этом благодаря параллелизму конструкций возможны сопоставления или противопоставления. особенности этого вида связи — одинаковый порядок слов в предложениях,соотнесенность форм сказуемых, преобладание форм несовершенного вида глаголов. единство временного плана обеспечивается повтором первого слова предложения в определенном отрезке текста. (кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? кто, в минуту гнева, не требовал от них роковой кни (а. пушкин.) здесь риторический вопрос служит средством параллельной связи между предложениями. параллельные связи часто используются в поэзии.
в цепной связиглавное — повтор ключевого слова, несущего основную информацию, замена его синонимом, синонимическим оборотом, местоимением; повтор того или иного члена предложения; передача последовательности действий (ситуаций) посредством употребления глаголов в форме совершенного вида.
параллельная связь может усиливаться вводными словами: во-первых, во-вторых, наконец. в этих же целях часто используются наречия места(справа, слева, впереди, там) и времени (сначала, потом), деепричастные обороты, придаточные предложения. параллельная связь между частями текста может сочетаться с элементами цепной связи, которые в таких случаях не являются основными. и наоборот, при цепной связи иногда используются элементы связи параллельной, которые в этом случае тоже носят частный характер.
вы уже знаете, что выделяются три типа речи: повествование, описание, рассуждение. повествование— это рассказ, сообщение о каком-то событии в его временной последовательности. на первый план здесь выдвигается порядок протекания действия, развитие сюжета. в описаниив центре внимания словесное изображение какого-либо предмета, явления действительности, перечисление его признаков. особенность рассуждения в том, что в нем объясняется какое-то положение, доказывается какой-то тезис, вывод, мысль.
однако в чистом виде названные типы речи используются редко. обычно один из типов в тексте является и по мере необходимости используются другие типы речи: рассуждение сочетается с описанием,
описание — с повествованием и наоборот. главным, определяющим являются целевая установка, замысел автора и особенности адресата — того, для кого текст предназначается, к кому обращена речь
Жестокость — это грубое и бесчеловечное отношение к окружающим. Жестокий человек не сострадать, он полон желания причинять боль другим людям, совсем не задумываясь об их чувствах. Примеры из следующих литературных произведений могут служить в качестве второго аргумента для сочинения 9.3 на тему «Что такое жестокость?»:
1. И. С. ТУРГЕНЕВ «МУМУ»
Барыня из рассказа И. С. Тургенева «Муму» — настоящее воплощение жестокости. Все её желания и приказы немедленно должны были быть выполнены, иначе тут же следовало суровое наказание. Она эгоистичный человек, а потому от одного её настроения зависела жизнь всего двора. Именно барыня заставила Герасима утопить Муму, зная, как много та для него значит.
Відповідь:
3) Усталость отняла у меня последние силы; глаза мои закрывались от слабости. (Ф. М. Достоевский)
[ ];[ ]. - ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
5) На окно ползёт пышное белогрудое облако, ветер рвёт из него прозрачные, лёгкие, как бабьи косынки, клочки и несёт их вперёд. (А. В. Вампилов)
[ ],[ ]. - ОДНОВРЕМЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ
6) После ужина Калашников, не вставая на образ и руку Мерику; тот тоже и руку Калашникову. (А. П. Чехов)
[ ];[ ]. - ОТОЖДЕСТВЛЯЮЩИЕ ОТНОШЕНИЯ
7) На дворе выбивали ковёр, на окне в кухне кухарка поставила ящик с землёй и натыкала проросших луковиц. (М. А. Осоргин)
[ ],[ ]. - ОДНОВРЕМЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ
8) Белое облачное небо, прибрежные деревья, камыши, лодки с людьми и с вёслами отражались в воде, как в зеркале; под лодками, далеко в глубине, в бездонной пропасти тоже было небо и летали птицы. (А. П. Чехов)
[ ];[ ]. - ОТОЖДЕСТВЛЯЮЩИЕ ОТНОШЕНИЯ
9) У эха был тонкий, пронзительный голос, даже басом сказанное слово оно истончало до визга. (Ю. М. Нагибин)
[ ],[ ]. - очень похоже на СЛЕДСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ
11) Мы смотрим на этот мир глазами своей любви, поэтому он красив. (К. М. Симонов)
[ ],[ ]. - очень похоже на СЛЕДСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Пояснення: