Речь – деятельность говорящего с использованием средств языка для общения или обращения к самому себе (устная речь, внутренняя речь, письменная речь).
Стили речи – это виды речи для общения с учётом языковой ситуации.
В различных условиях жизни мы говорим по-разному, в зависимости от того, с кем, где и зачем говорим: с друзьями и близкими мы говорим иначе, чем с малознакомыми людьми; дома разговариваем не так, как в школе; речь, обращённая к одному человеку, не будет похожа на речь, адресованную многим (например, в книгах, на собраниях, на уроке). Нам приходится при к ситуации общения, то есть пользоваться различными стилями речи.
Разговорную речь мы обычно используем в непринуждённых беседах со знакомыми людьми в домашней и неофициальной обстановке. Книжная речь используется для обращения к людям в официальной обстановке: например, в учебниках, газетах, официальных выступлениях и документах.
В разговорной речи мы употребляем разговорные слова и выражения. Кроме того, в ней часто встречаются обращение, диалог, прямая речь, вопросительные, побудительные, восклицательные предложения. Существует и монологическая разговорная речь. Прочитаем отрывок из повести Н. Н. Носова «Витя Малеев в школе и дома», в котором Витя на уроке географии размышляет о Земле: «География – это наука о Земле, на которой мы все живём; про то, какие на Земле горы и реки, какие моря и океаны. Раньше я думал, что Земля наша плоская, как будто блин, но Ольга Николаевна сказала, что Земля вовсе не плоская, а круглая, как шар. Я уже и раньше слыхал об этом, но думал, что это, может быть, сказки или какие-нибудь выдумки. Но теперь уже точно известно, что это не сказки. Наука установила, что Земля наша – это огромнейший-преогромнейший шар, а на этом шаре вокруг живут люди».
В размышлениях Вити используются разговорные слова и выражения (огромнейший-преогромнейший, слыхал, как будто блин), речь внутренняя, обращенная к самому себе. Следовательно, перед нами разговорный стиль речи.
В книжной речи выделяют несколько стилей: научный, официально-деловой, публицистический и художественный.
Художественная речь должна не только сообщить читателю какие-либо сведения о предмете, но и заставить его «увидеть», представить себе этот предмет. Поэтому художественное описание всегда конкретно. Образность – характерный признак стиля художественной литературы. Ещё одна отличительная черта художественного стиля речи – эмоциональность. Например, когда мы читаем произведение, мы смеёмся вместе с персонажем, переживаем за него.
Научный стиль в противоположность художественному отражает не образное, а логическое мышление. Задача этого стиля речи – сообщить знания об окружающем мире. Это речь точная, необразная, бесстрастная, без эмоций: «Луг – пространство земли, покрытое травянистой растительностью; сенокосное, пастбищное угодье». Такое описание отражает общие признаки этого пространства, подходит к любому лугу.
Официально-деловой стиль – язык документов (законов, приказов, объявлений и так далее). Это речь точная и невыразительная.
Публицистический стиль – это язык СМИ (средств массовой информации). Этот стиль используется в написании статей, репортажей, заметок, интервью и т.п. Публицистический стиль чаще используется в письменной речи, реже – в устных формах тех же репортажей или публичных выступлений политических и общественных деятелей.
Публицистический стиль обладает эмоциональностью и образностью речи. В нём есть оценка действительности. Чтобы придать речи достоверность, автор использует различные неопровержимые факты. Публицистический стиль общедоступен, призывает читателей или слушателей к действию.
Без смерти не умрёшь. Без стыда лица не износишь. Без труда не вынешь (и) рыбку из пруда. Бей сороку и ворону, добьёшься и до белого лебедя. Близок локоть, да не укусишь. Век живи, век учись, а дураком помрёшь. Выше головы не прыгнешь. Едешь на день, хлеба бери на неделю. За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь. За твоим языком не поспеешь и босиком. Закон, что дышло: куда повернёшь, туда и вышло. Из песни слова не выкинешь. Кашу маслом не испортишь. Лбом стены не Любишь кататься, люби и саночки возить. Любовь зла – полюбишь и козла. Любовь не картошка – не выбросишь в окошко. Мешай дело с бездельем, проживёшь век с весельем. Мешай дело с бездельем, с ума не сойдёшь. На всякое чиханье не наздравствуешься. На посуде, что на стуле: посидишь да и встанешь. На чужой рот пуговицы не нашьёшь. Насильно мил не будешь. Не говори гоп, пока не перепрыгнешь. Не знаешь, где найдёшь, где потеряешь. Не обманешь – не продашь (продать – глагол, спрягающийся особо) . Не рой другому яму, сам в неё попадёшь. От домашнего вора не убережёшься. Перед смертью не надышишься. Плетью обуха не перешибёшь. Подальше положишь, поближе возьмёшь. Против рожна не попрёшь. Раньше смерти не умрёшь. С кем поведёшься, от того и наберёшься. Слезами горю не Слышал звон, да не знаешь (не знает) , где он. Старого воробья на мякине не проведёшь. Суженого <и> конем (на коне) не объедешь. Терпи, казак, атаманом (атаман) будешь. Тише едешь, дальше будешь. Что написано пером, того не вырубишь топором. Что посеешь, то и пожнёшь. Шила в мешке не утаишь. Шилом моря не нагреешь.
Однажды я решила проследить за моим котом. Интересно было, куда же он ходит? Было жаркое летнее утро. Кот захотел на улицу. Я выпустила его и осторожно пошла следом. Сначала он блуждал по улицам, затем ходил по подворотням. А потом он увидел красивую белую кошку. Мой кот вразвалочку подошел к ней, а кошка отошла подальше. Потом кошка развернулась и побежала прочь, а кот за ней. Я бежала сзади. Кошка запрыгнула на мусорный бак, а затем на крышу. Там она остановилась и огромными глазами рассматривала нас. Поначалу кот мяукал, а потом тоже запрыгнул на крышу и продолжил охоту. Я на крышу залезть не смогла, поэтому просто стояла там и ждала своего кота. Но он так и не пришёл. Вздохнув, я пошла домой. А как только пришла увидела кота. Он сидел у двери и ждал хозяев. В общем, видимо, весёлое у него приключение было.
P.S. писала с телефона и фантазии нет, так что сорян
Речь – деятельность говорящего с использованием средств языка для общения или обращения к самому себе (устная речь, внутренняя речь, письменная речь).
Стили речи – это виды речи для общения с учётом языковой ситуации.
В различных условиях жизни мы говорим по-разному, в зависимости от того, с кем, где и зачем говорим: с друзьями и близкими мы говорим иначе, чем с малознакомыми людьми; дома разговариваем не так, как в школе; речь, обращённая к одному человеку, не будет похожа на речь, адресованную многим (например, в книгах, на собраниях, на уроке). Нам приходится при к ситуации общения, то есть пользоваться различными стилями речи.
Разговорную речь мы обычно используем в непринуждённых беседах со знакомыми людьми в домашней и неофициальной обстановке. Книжная речь используется для обращения к людям в официальной обстановке: например, в учебниках, газетах, официальных выступлениях и документах.
В разговорной речи мы употребляем разговорные слова и выражения. Кроме того, в ней часто встречаются обращение, диалог, прямая речь, вопросительные, побудительные, восклицательные предложения. Существует и монологическая разговорная речь. Прочитаем отрывок из повести Н. Н. Носова «Витя Малеев в школе и дома», в котором Витя на уроке географии размышляет о Земле: «География – это наука о Земле, на которой мы все живём; про то, какие на Земле горы и реки, какие моря и океаны. Раньше я думал, что Земля наша плоская, как будто блин, но Ольга Николаевна сказала, что Земля вовсе не плоская, а круглая, как шар. Я уже и раньше слыхал об этом, но думал, что это, может быть, сказки или какие-нибудь выдумки. Но теперь уже точно известно, что это не сказки. Наука установила, что Земля наша – это огромнейший-преогромнейший шар, а на этом шаре вокруг живут люди».
В размышлениях Вити используются разговорные слова и выражения (огромнейший-преогромнейший, слыхал, как будто блин), речь внутренняя, обращенная к самому себе. Следовательно, перед нами разговорный стиль речи.
В книжной речи выделяют несколько стилей: научный, официально-деловой, публицистический и художественный.
Художественная речь должна не только сообщить читателю какие-либо сведения о предмете, но и заставить его «увидеть», представить себе этот предмет. Поэтому художественное описание всегда конкретно. Образность – характерный признак стиля художественной литературы. Ещё одна отличительная черта художественного стиля речи – эмоциональность. Например, когда мы читаем произведение, мы смеёмся вместе с персонажем, переживаем за него.
Научный стиль в противоположность художественному отражает не образное, а логическое мышление. Задача этого стиля речи – сообщить знания об окружающем мире. Это речь точная, необразная, бесстрастная, без эмоций: «Луг – пространство земли, покрытое травянистой растительностью; сенокосное, пастбищное угодье». Такое описание отражает общие признаки этого пространства, подходит к любому лугу.
Официально-деловой стиль – язык документов (законов, приказов, объявлений и так далее). Это речь точная и невыразительная.
Публицистический стиль – это язык СМИ (средств массовой информации). Этот стиль используется в написании статей, репортажей, заметок, интервью и т.п. Публицистический стиль чаще используется в письменной речи, реже – в устных формах тех же репортажей или публичных выступлений политических и общественных деятелей.
Публицистический стиль обладает эмоциональностью и образностью речи. В нём есть оценка действительности. Чтобы придать речи достоверность, автор использует различные неопровержимые факты. Публицистический стиль общедоступен, призывает читателей или слушателей к действию.