Л. Зубкова "Хитрая аптека"
Немало в мире есть аптек, полезных человеку.
Но я хочу для вас открыть особую аптеку.
От дождевого червяка бежит он без оглядки.
В углу заметит паука - дрожит как в лихорадке.
Тут не аспирин бедняге от озноба.
В моей аптеке есть "храбрин" для этого больного.
"Трудолюбин" мальчишку от лени и от барства.
Он дома держит про запас волшебное лекарство.
Лекарства для:
трусишки - "храбрин";
лентяя - "трудолюбин";
сони - "пробудин", "энергин";
растеряши - "находин", "порядковин";
сластены - "антисахарин", "рассладин";
плаксы - "веселин", "смешин";
гразнули - "чистин", "мыловин".
Все названия лекарств объединяет суффикс -ин, добавленный к основе, он указывает на результат действия. Названия лекарств, не вошедших в широкое употребление, пишутся в кавычках.
Объяснение:
С Тузиком я встретился в июле.
Стояли теплые ночи, и я приноровился спать на траве, в мешке. Не в спальном мешке, а в обычном, из-под картошки. Почему-то на мешке написано было «Пичугин». Мешок я, конечно, выстирал, прежде чем в нем спать, но надпись отстирать не удалось.
И вот я спал однажды под елками в мешке «Пичугин».
Уже наступило утро, солнце поднялось над садами и дачами, а я не просыпался, и снился мне нелепый сон. Будто какой-то парикмахер намыливает мои щеки, чтоб побрить. Дело свое парикмахер делал слишком упорно, поэтому я и открыл глаза.
Страшного увидел я «парикмахера».
Надо мной висела черная и лохматая собачья рожа с желтыми глазами и разинутой пастью, в которой видны были сахарные клыки. Высунув язык, этот пес облизывал мое лицо.
Я закричал, вскочил было на ноги, но тут же упал, запутавшись в мешке, а на меня прыгал «парикмахер» и ласково бил в грудь чугунными лапами.
«Это тебе подарок! - кричал откуда-то сбоку Аким Ильич. - Тузик звать!»
Никогда я так не плевался, как в то утро, и никогда не умывался так яростно. И пока я умывался, подарок - Тузик - наскакивал на меня и выбил в конце концов мыло из рук. Он так радовался встрече, как будто мы и прежде были знакомы.
Во Вторую мировую войну из Казахстана на фронт было отправлено больше шестой части населения – более 1,3 миллиона человек. 410 тысяч, или одна треть, не вернулись. Всё ли знаем мы об этой войне и ее жертвах?
В истории Казахстана советского периода было много мрачных страниц, но таких страниц не меньше и в истории Второй мировой войны, до сих пор именуемой властями современного Казахстана Великой Отечественной.
Казахстан участвовал во Второй мировой войне как составная часть Советской империи, правопреемника царской колониальной империи. Поэтому власти современного независимого Казахстана считают эту войну частью своей национальной истории и гордятся этой страницей.
МОБИЛИЗАЦИЯ В КАЗАХСТАНЕ
Перед войной в Казахстане проживало чуть более шести миллионов человек. В годы войны из Казахстана на войну было призвано больше шестой части населения – по разным данным, от 1 миллиона 196 тысяч до 1 миллиона 366 тысяч. Из них Казахстан потерял 410 тысяч человек. В электронном учебнике по истории Казахстана tarih.spring.kz приводятся другие данные. Согласно этим данным, погибли в боях, умерли от ран и болезней, пропали без вести и не вернулись из плена 630 тысяч человек. Отмечу, что сюда не входят те казахстанцы, кто призывались в армию за пределами Казахстана, а также не вернувшиеся из трудовой армии.
В Казахстане было сформировано и отправлено на войну 12 стрелковых дивизий, четыре национальные кавалерийские дивизии, семь стрелковых бригад, в том числе две национальные стрелковые бригады. Кроме того, здесь формировалось около 50 полков и батальонов различных родов войск.
Более того, сталинский режим создал так называемые трудовые армии, которые формировались из коренных народов Средней Азии и Казахстана. Исходя из данных учебника по истории Казахстана, в трудовые армии только из Казахстана было отправлено 700 тысяч человек взрослого населения. Для работы в промышленности мобилизовано еще 670 тысяч человек.
То есть каждый четвертый житель Казахстана был призван или на войну,
Заключенные на каторжных работах в одном из гулаговских лагерей.
или на строительство оборонных и фронтовых объектов. Жизнь и условия работы в тылу мало чем отличались от фронтовых.
По некоторым сведениям, уровень мобилизации в Казахстане был в два раза выше, чем даже в Германии, которая вела войну на два фронта. Если немцы мобилизовали 12 процентов населения, то Казахстан – больше 24 процентов. По этой статье, в ряде областей Казахстана удельный вес именно казахов, мобилизованных на войну, составлял 50–60 процентов, иногда и того больше.
В результате массового привлечения взрослого населения к военным действиям, к концу 1943 года исчерпывается резерв людских ресурсов. Вследствие этого с 1944 года найти людей для фронта стало сложной проблемой. По секретному поручению руководящих органов поиском, подбором и направлением людей на фронт занимались партийные и советские органы.