Речевая культура личности индивидуальна. Она зависит от эрудиции в области речевой культуры общества и представляет собой умение пользоваться этой эрудицией. Речевая культура личности заимствует часть речевой культуры общества, но вместе с тем она шире речевой культуры общества. Правильное пользование языком предполагает собственное чувство стиля, верный и достаточно развитый вкус. Речевая культура общества есть отбор, собирание и хранение лучших образцов речевой деятельности, образование литературной классики и следование нормам литературного языка. Наконец-то общество осознало, в каком плачевном состоянии находится рече- вая культура. Даже появилось такое понятие – «экология речевой среды», т. е. то, что нуждается в защите очищении. Слишком много можно назвать факторов «загрязнения» речи современного че- ловека: − обилие слов-паразитов, слова эти довольно стереотипны – так сказать, зна- чит, ну, вот, как бы; − засорение речи жаргонизмами. Речь современных людей – это речь жаргони- зированная. Жаргон перестал быть речевой характеристикой молодежи (студентов, школьников). Жаргонизмы превращаются в модные словечки в речи журналистов, полити- ков, бизнесменов, разного рода «звезд». Сегодня жаргонное слово чувствует себя свободно там, где, казалось бы ему не должно быть места – в парламентской речи, в выступлениях государственных чиновников, в официальном общении. Жаргони- зированный тип речевой культуры является сегодня одним из самых влиятельных и экспансивных; − просторечные слова и выражения; − нарушения литературных норм произношения, словоупотребления, построе- ния фраз; − засорение языка иностранными словами. Заимствования – один из самых ди- намичных процессов современного русского языка; − употребление ненормативной лексики стало почти нормальным явлением, нецензурные слова проникли даже в СМИ; − катастрофическое сужение объема словарного запаса «среднего человека»; − обеднение выразительных средств языка. Какие существуют средства и методы повышения речевой культуры? 1. Приобретение новых знаний, накопление сведений из различных областей науки и техники, получение информации из периодической печати, передач радио и телевидения, чтение научной, публицистической, художественной литературы. 2. Расширение лингвистического кругозора, знаний о языке. 3. Обогащение словарного запаса. 4. Развитие речевого слуха. Следует слушать, как говорят, как произносят сло- ва, как употребляют слова, т. е. обращать внимание не только на содержание речи, но и на форму преподнесения материала, языковое мастерство, ораторские прие- мы. 5. Практика говорения (ведение беседы, переговоров, выступление в массовой аудитории, участие в дискуссиях и т. п.). 6. Овладение техникой речи
Культура речи — сравнительно молодая область науки о языке. Как самостоятельный раздел этой науки она оформилась под влиянием коренных социальных изменении, произошедших в нашей стране. Приобщение широких народных масс к активной общественной деятельности потребовало усиленного внимания к повышению уровня их речевой культуры. Чтобы повысить речевую культуру человек не должен допускать ошибок в произношении, в употреблении форм слов, в их образовании.
Под мимикой мы понимаем движения мускулатуры лица. ее не следует путать с (наука, с которой по форме лица можно судить о психических свойствах того или иного человека). сильно подвижная мимика, сильно подвижная мимика свидетельствует об оживленности и быстрой сменяемости восприятия впечатлений и внутренних переживаний, о легкой возбудимости от внешних раздражителей. такая возбудимость может достигать маниакальных размеров. малоподвижная мимика указывает в принципе на постоянство душевных процессов. она свидетельствует о редко изменяющемся устойчивом настроении. подобная мимика ассоциируется со спокойствием, постоянством, рассудительностью, надежностью, превосходством и уравновешенностью. малоподвижная мимическая игра может при сниженной активности (двигательная сила и темперамент) производить также впечатление созерцательности и уюта. монотонность и редкая смена форм если такое поведение сопровождается медлительностью и слабой напряженностью, то можно сделать вывод не только о психическом однообразии, но и о слабой импульсивности. причиной этого могут явиться меланхолические двигательные нарушения, скованность или парализованность. такое поведение характерно при исключительно монотонных душевных состояниях, скуке, печали, равнодушии, отупении, эмоциональной бедности, меланхолии и вытекающем из утрированно унылого доминирующего чувства депрессивном ступоре (полная скованность). сопряженная мимика большинство мимических процессов состоят из множества отдельных выражений. высказывания вроде «он разинул рот и раскрыл глаза», «холодные глаза противоречат смеющемуся рту» и другие свидетельствуют о том, что анализ возможен лишь при наблюдении за отдельными выражениями и на основе выводов, полученных при этом.