нве́рсия — филологический термин, относящийся к фигурам речи, происходит от латинского слова inversio — переворачивание, перестановка — изменение прямого порядка слов или словосочетаний как стилистический приём. Различают ещё одну разновидность инверсии: гипербатон (так как инверсия часто нужна для литературы, то, если говорить проще, инверсия — это когда сначала идёт глагол, затем — существительное) . Нередко рассматривается как разновидность трансформации.
Инверсия играет:
1) акцентную или смысловую функцию, служит для выделения нужных для авторского замысла слов, передачи авторского отношения;
2) ритмообразующую функцию построить поэтический текст.
Роняет лес/ багряный свой убор/,
Сребрит мороз/ увянувшее поле/,
Проглянет день/, как будто поневоле/,
И скроется /за край окружных гор/.
А. С. Пушкин
3) эстетическую функцию, создаёт словесно-образную картину понять смысл стихотворения; делает текст образным, выразительным.
Нередко формы инверсии, не принятые в обычной речи, используются в поэзии:
Минутных жизни впечатлений
Не сохранит душа моя…
Под вечер, осенью ненастной,
В далёких дева шла местах…
А. С. Пушкин. Романс
Инверсия в литературе — нарушение обычного порядка слов в предложении. В аналитических языках (например, английский, французский) , где порядок слов фиксирован строго, стилистическая инверсия распространена относительно мало; в флективных, в том числе русском, с достаточно свободным порядком слов — весьма значительно.
Инверсия может эмфатически выделять одно или несколько слов:
Сравнится ль что в моих стихах
С нежнейшей матери слезами?
(В. А. Жуковский) .
Объективный порядок слов был бы: «Со слезами нежнейшей матери» . Инверсия может логически выделять наиболее существенную часть предложения, «новое» , «рему» , помещая ее перед исходным пунктом высказывания, «данным» , «темой» : «Чего ждала эта теплая, эта заснувшая ночь? Звука ждала она… » (И. С. Тургенев) ; объективный порядок слов был бы: «Она ждала звука» . Инверсия может применяться в целях ритмико-мелодической организации речи: «Минул день. Укатился другой за хребты ледяные» (А. А. Бестужев-Марлинский) .
В XVIII- 1-й пол. XIX вв. под влиянием церковнославянского, латинского, французского языков инверсия особенно распространилась; в позднейших текстах при поддержке целенаправленного отбора лексики она вызывает эффект архаизации:
«Государь мой, — читал он, — Александр Васильич!
Сколь прискорбно мне Ваш мирный покой тревожить… »
(Э. Г. Багрицкий) .
Объективный порядок слов был бы: «… тревожить Ваш мирный покой» .
В прозаическом тексте инверсия имеет:
-акцентную или смысловую функцию, служит для постановки логических ударений на определённые слова;
-экспрессивную функцию передать эмоциональное состояние героя;
-передаёт авторскую мысль, его отношение к своим героям.
Перечисленные функции инверсии нередко переплетаются в одном предложении. Поэты с разной степенью интенсивности используют инверсию как стилистический прием. В разных стихотворных размерах инверсия распространена приблизительно одинаково.
«Ритмической инверсией» иногда называют синкопу.
Объяснение:
Объяснение:
Сказка «Говорящие оценки». Один мальчик очень плохо учился. Бабушка пыталась ему , но мальчишка отказывался. Он любил играть на компьютере, сидеть в интернете. Уроки он делал буквально за 5 минут. Бабушка однажды сказала ему, что дождется он говорящих оценок, тогда узнает, зачем люди учатся. Внук долго смеялся. В пятницу учитель выдала дневники, в которых были выставлены оценки за неделю. Мальчишка решил посмотреть их до того, как отдаст подписывать маме. Открыл дневник и испугался. Каждая оценка рассказывала, за что она получена. Двойка по математике за задачу, где в ответе получилось ползайца и пол-лисы. Такой «уродец» убежал в лес пугать зверей. Двойка по географии говорила, что аборигены оказались среди снегов и превратились в сосульки. Тройка по музыке пела песню из строчек разных текстов. Оценки радовались, что их услышат родители хозяина дневника. Мальчишка стал уговаривать их замолчать, обещал показать интересный ролик из интернета. Оценки объяснили лентяю, что молчать могут только пятерки. Они гордые и важные. Немногословны четверки, они стараются быть похожими на пятерки, а вот тройки и двойки болтают без умолку. А больше всех говорит единица. Вот было бы здорово, если бы мальчишка на следующей неделе получил единицу. Им такая подружка была очень нужна. Испугался мальчишка. Захлопнул дневник, сел за уроки неделя, оценки получил совершенно другие. Открыл дневник, стал прислушиваться – тишина. Перевернул страницу назад – опять болтовня. Взял скрепку, сжал страницы с плохими оценками и решил их больше никогда не получать.