Сказки Салтыков-Щедрин писал в основном с 1880 по 1886 год, на завершающем этапе своего творчества. Форма сказки была выбрана писателем не только потому, что этот жанр предоставлял возможность скрыть истинный смысл произведения от цензуры, но и потому, что он позволял просто и доступно трактовать сложнейшие проблемы политики и нравственности. В наиболее доступную народным массам форму он как бы переливал все идейно-тематическое богатство своей сатиры.
Щедринские сказки поистине энциклопедичны. В них отразилось все русское общество пореформенной поры, все общественные и социальные силы России.
Основными темами сказок Салтыкова-Щедрина являлись: обличение самодержавия (“Медведь на воеводстве”), господствующего класса (“Дикий помещик”), либерализма (“Премудрый пискарь”, “Либерал”, “Карась-идеалист”), а также затрагивалась проблема народа (“Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”).
В сказках Щедрина отчетливо прослеживаются фольклорные традиции. Связь с фольклором устанавливается с традиционного “жил-был”, которое является в сказке зачином. Писатель также употребляет присказки (“По щучьему велению, по моему хотению...”), обращается к народным изречениям, поданным в социально-политическом истолковании.
Сюжет сказок Салтыкова-Щедрина также фольклорен, поскольку здесь добро противостоит злу, хорошее — плохому. Однако привычные грани между этими двумя понятиями стираются, и даже положительные персонажи оказываются наделенными негативными чертами, которые потом высмеиваются самим автором.
2.Противоборство добра и зла продолжается испокон веков. Оно продлится, видимо, вечно. Это две противоположные силы, которые плотно взаимодействуют между собой. Каждая стремится преобладать над другой, распространяться и завладевать большим количеством сторонников.
Не важно, как мы называем их: добро и зло, Бог и Дьявол, истина и ложь и тому подобное. Важно найти себе место в рамках этой вечной споры.
Для себя надо решить, что понимать под каждым из этих понятий. Ведь мы не осознаем и не почувствуем на себе действие этих двух сил, если не увидим их наглядно. Мне в этом нелегком деле выбора ориентиров в свое время мудрость нашего народа, которую он сохранил для нас в устном народном творчестве. Сборник украинских народных сказок, которые мне когда-то подарила мама, произвела на меня неизгладимое впечатление.
О мудрости и назидательность бабушкиных поговорок и говорить нечего.
Народные сказки прячут в простых формах исконные истины. Рассмотрев их, ты строишь в себе устойчивые принципы и моральные качества. Сказка о хлеб научила меня отличать щедрость от жадности. Мудрая девушка из одноименной сказки показала, как сообразительность и честность может перевесить хитрость.
Сказка о правде и несправедливости наглядно показывает разрушительную силу зла. В то время как противоположная ему сила - добро развитию, жизни, радости.
Одна пословица говорит не гнаться за двумя зайцами, потому что ни одного не поймаешь. То есть учит нас скромности - достойной хорошего человека качества. Другое дает установку отличать зерна от плевел, то есть видеть фальшь, обман.
Давайте осознаем, что есть добро, а что зло сначала для самих себя. Тогда мы будем поступать по правде и справедливости. Становясь на сторону добра, мы ему победить в этой извечной борьбе.