Сложные предложения с различными видами связи. 1. Выпишите сложное предложение с бессоюзной и подчинитель- ной связью между частями. Подчеркните основы, выделите сою- зы/союзные слова, соединяющие эти части.
1) Люди смотрят на монументальную живопись издали, и поэтому художник избегает в своей работе мелких деталей, которых зритель
всё равно не разглядит.
2) Художник-декоратор решает, как должна быть освещена сцена, чтобы лучше передать настроение спектакля, душевное состояние героев: он может залить её яркими лучами солнца или таинственным
светом луны.
3) Прохожий задерживается лишь на минуту, чтобы посмотреть на плакат, и в это короткое время он должен и увидеть, и прочесть то,
что на нём есть.
4) На картине В. Васнецова «Алёнушка» лес - это фон картины, но он составляет одно целое с фигурой девочки: он так же печален
и поэтичен, как и героиня.
2. Выпишите сложное предложение с бессоюзной и сочинительной связью между частями. Подчеркните основы, выделите сою- зы/союзные слова, соединяющие эти части.
1) Художник-иллюстратор делает много предварительных рисунков, он ищет среди окружающих его людей лица, которые кажутся ему похожими на героев произведения.
2) Античное искусство было создано свободными людьми, какими и были жители древнегреческих городов-республик, а их идеалом стал образ человека-гражданина, гармонически развитого физиче-
ски и духовно.
3) Как человеческие помыслы стремились к Богу, так устремлялись высоко в небо остроконечные шпили готических соборов, а вокруг, на тесных и тёмных улочках, толпились маленькие домишки.
4) При изготовлении офорта в углубления на пластинке втирается краска, на пластинку накладывается влажная бумага, и под прессом
получается оттиск.
3. Выпишите сложное предложение с сочинительной и подчини- тельной связью между частями. Подчеркните основы, выделите союзы/союзные слова, соединяющие эти части.
1) Художники эпохи Возрождения предпочитали писать темперой или масляными красками: они создавали большие произведения, для
которых пастель не подходит.
2) Древние египтяне и индусы писали на пальмовых листьях, а вавилоняне и ассирийцы - на глиняных плитках, которые затем храни-
ли в глиняных ящичках.
3) Волокна стеблей папируса разрезались, склеивались и прессо- вались, затем готовые листы подклеивали один к другому, и получал-
ся свиток, на котором писали.
4) Века шли, и постепенно всё менялось: вырастали новые города,
быстро развивались торговля и ремёсла.
4. Выпишите сложное предложение с подчинительной и сочини- тельной связью между частями. Подчеркните основы, выделите союзы/союзные слова, соединяющие эти части.
1) До сих пор ещё нельзя сказать точно, когда научились делать бумагу, но предполагают, что изобретена она была во II веке нашей
эры в Китае.
2) Статуи фараонов не были только портретами, они были также
двойниками тех, кого изображали.
3) В эпоху Возрождения в Италии жило много замечательных художников, но имена трёх гениальных мастеров знает каждый: это Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти и Микеланджело Буонарроти.
4) Рисунок может быть самостоятельным произведением искусства, над которым художник работает долго и кропотливо: в рисунке так же, как в живописи, художник изображает людей и передаёт их
чувства и настроение.
5. Выпишите сложное предложение с бессоюзной, сочинительной и подчинительной связью между частями. Подчеркните основы, выделите союзы/союзные слова, соединяющие эти части.
1) Миланский собор - единственный собор в Европе, который украшен, как кружевом, резным мрамором, а строили его около
шести веков.
2) Рос город Милан, а вместе с ним рос и собор, в котором было
сосредоточено всё, что создало средневековое искусство.
3) Пейзажная живопись очень разнообразна: есть пейзажи, точно передающие те или иные уголки природы, а есть такие пейзажи, которые создала фантазия художника.
4) Так же, как иконы, древние фрески хранят в себе историю нашей страны, они говорят и о высоком искусстве старинных русских художников, которое мы должны беречь.
1.
1. Сочные щепки летели на росистую траву, и легкий треск послышался из-за ударов.
2. Дерево дрогнуло всем телом, прогнулось, и, быстро выпрямившись заколебалось на своём корне.
3. На мгновение, все затихло, но снова прогнулось дерево, наклонилось, рухнув макушкой на землю.
4. Малиновка свистнула и вспорхнула выше, зацепив ветку крыльями.
5. Ветка, покачавшись замерла.
2.
1. Волки медленно поднялись, и, поджав хвосты пошли в поле.
2. Молодая волчица села в снег, подняв голову и в первый раз в жизни завыла жалобно, и не спускала глаз с месяца.
3. Вой её слушали волки, и в сердцах их, холодя на спинах шерсть, просыпалось чувство злой тоски.
4. Волчица пела свою песню, высоко задрав голову и глядя на месяц.
5. Волкам было тоскливо, они стояли, глядя мерцающими глазами на снег.
3.
1. Мы расположились на берегу небольшой реченки, решив сначала ненадолго остановиться здесь.
2. Но в течение короткого времени, небо сплошь покрылось облаками.
3. Пришлось отыскать не далеко от берега полянку, окруженную со всех сторон берёзками.
4. Решили заночевать здесь, потому что тут было удобно установить палатки и разложить костёр.
5. В это время, облака, сбившиеся в кучу, медленно превращались в грозовую тучу, застилая всё небо.
6. Края её были посеребрены каким-то чудесным светом.
7. Небо затянулось тяжёлой пеленой, нахмурилось по-осеннему, и начался неумолкающий ни на минуту ливень.
8. Заголубело небо, очистившееся от туч, но земля ещё хранила следы непогоды.
4.
1. Дождь лил по-вчерашнему, но я не мог долее мешкать.
2. Старик плакал тихо-тихо, как ребёнок.
3. Лошадёнка едва-едва тащилась по дороге.
4. Лёд, слегка потемневший, был ещё по-зимнему крепок.
5. По-моему, сюда он больше не вернётся.
6. Догадка меня просто-напросто оглушила.
7. Свитер на нём был точь в точь, как его глаза
8. Среди ранней зелени, по улицам ходили люди, одетые по-праздничному.
9. Во-первых, я не видел этого фильма, во-вторых, мне не хочется вообще его смотреть.
5.
Мы часто повторяем, что о человеке судят по его делам, но забываем иногда, что слово - тоже поступок. Речь человека — зеркало его самого. Всё фальшивое и лживое, пошлое и вульгарное, как бы мы ни пытались скрыть это от других, вся пустота, чёрствость или грубость прорываются в речи с такой же силой и очевидностью, с какой проявляются искренность и благородство, глубина и тонкость мыслей и чувств. С языка, ребёнок постигает мир. Первый и самый важный предмет в школе - это родная речь. И как бы ни были важны другие науки, которыми овладевает человек на протяжении всей своей жизни, главным его достоянием остаётся великий и могучий, полный разума и свободы язык. Только благодаря языку, благодаря лучшим произведениям словесности, каждый из нас познаёт себя через других, постигает законы человеческой жизни, учится уважению и любви к людям.