И. п - Кое-кто И.п Кто-либо там сама Р. п Кое-кого Р.п Кого-либо В.п Кое-кого В.п Кого-либо Д. п кое-кому Д . п Кому-либо Т.п кое-кем Т.п Кем-либо П п о кое-ком П.п О ком-либо
Вопрос: В каждом предложении найди схемы и двусоставные предложения.
Ответ:
1) Предложение содержит один тип схемы - схему придаточного предложения времени. Это подчинительное предложение, которое выражает время действия или состояния.
- "когда его спрашивали о чем-нибудь"
Также в предложении есть двусоставное предложение, которое состоит из подлежащего "он" и сказуемого "вздрагивал, встряхивал головой и просили повторить вопрос".
2) В данном предложении также содержится одна схема придаточного предложения условия.
- "если видел что его не слушают"
Двусоставное предложение в данном предложении представлено подлежащим "он" и сказуемым "шёл молча и никогда не спорил".
3) В третьем предложении имеется схема придаточного предложения степени.
- "до того подходила на цвет коры"
Двусоставное предложение тут состоит из подлежащего "он" и сказуемого "совершенно нельзя было заметить".
Таким образом, каждое предложение содержит по одной схеме придаточных предложений разных видов и по одному двусоставному предложению.
Данный текст принадлежит художественному стилю (нарративу), так как он описывает деятельность и мысли художника. Тип речи - повествование, так как автор передает события, описывает действия персонажей.
Озаглавим текст: "Страсть к искусству и неустанное трудолюбие Репина" или "Непрерывное творчество и саморасчет художника Репина".
Главная мысль текста: Художник Илья Репин был уникальным тружеником и страстным любителем своего дела, он без устали работал над своими картинами, отдавая им все силы и усилия.
Теперь найдем все сложноподчиненные предложения и выделим их части с придаточными.
1. Утром Репин сп.шил в мастерскую и там буквально истязал себя творчеством потому что тружеником он был беспримерным2 и даже стыдился той страсти к работе которая заставляла его от рассвета до сумерек не бросая кистей отдавать все силы огромным полотнам обступившим2 его в мастерской.
- Придаточное 1: Репин сп..шил в мастерскую
- Главное предложение: и там буквально истязал себя творчеством
- Придаточное 2: потому что тружеником он был беспримерным и даже стыдился той страсти к работе которая заставляла его от рассвета до сумерек не бросая кистей отдавать все силы огромным полотнам обступившим его в мастерской.
2. (В)течени..3 многих лет я был в этой мастерской завсегдатаем5 и могу засвидетельствовать что он мучил себя работой до обморока что каждая картина переписывалась им вся, без остатка, по 10-12 раз.
- Придаточное: что каждая картина переписывалась им вся, без остатка, по 10-12 раз.
3. Бывало войдешь в комнату которая была расположена под его мастерской слыш..ш.. топот его старческих ног так как после каждого мазка он отходит погл..деть1 на свой холст.
- Придаточное: которая была расположена под его мастерской
- Главное предложение: Бывало войдешь в комнату слыш..ш.. топот его старческих ног так как после каждого мазка он отходит погл..деть на свой холст.
4. Когда к старости у него стала сохнуть правая рука и он не мог держать ею кисти он сейчас же стал учиться писать левой что(бы) ни на минуту не отрываться от живописи.
- Придаточное: Когда к старости у него стала сохнуть правая рука
- Главное предложение: он сейчас же стал учиться писать левой и ни на минуту не отрывался от живописи.
5. А когда от старческой слабости он уже не мог держать в руках палитру он повесил ее как камень на шею при особых ремней и работал с этим камнем с утра до ночи.
- Придаточное: когда от старческой слабости он уже не мог держать в руках палитру
- Главное предложение: он повесил ее как камень на шею при особых ремней и работал с этим камнем с утра до ночи.
6. Порою мне казалось что не только старость но смерть он побеждал своей страстью к искусству.
- Главное предложение: Порою мне казалось что он побеждал своей страстью к искусству.
Вид подчинения:
1. Придаточные союзные, так как вводные слова (потому что, что, когда, а, как).
2. Типы придаточных:
- Придаточные определительные, так как они описывают или определяют существительные (которая была расположена под его мастерской).
- Придаточные временные, так как они указывают на время происходящих действий (когда к старости у него стала сохнуть правая рука).
- Придаточные цели, так как они говорят о намерении действий (что(бы) ни на минуту не отрываться от живописи).
- Придаточные причинные, так как они объясняют причину действия (потому что тружеником он был беспримерным2 и даже стыдился той страсти к работе которая заставляла его от рассвета до сумерек не бросая кистей отдавать все силы огромным полотнам обступившим2 его в мастерской).
- Придаточные условные, так как они описывают условия (когда от старческой слабости он уже не мог держать в руках палитру).
- Придаточные дополнительные, так как они добавляют информацию (что каждая картина переписывалась им вся, без остатка, по 10-12 раз).
Схемы предложений:
1. Утром Репин сп..шил в мастерскую (A) и там буквально истязал себя творчеством (B) потому что тружеником он был беспримерным2 и даже стыдился той страсти к работе которая заставляла его от рассвета до сумерек не бросая кистей отдавать все силы огромным полотнам обступившим2 его в мастерской.
2. (A)течени..3 многих лет я был в этой мастерской завсегдатаем5 (B) и могу засвидетельствовать что он мучил себя работой до обморока (C) что каждая картина переписывалась им вся, без остатка, по 10-12 раз.
3. Бывало войдешь в комнату (A) которая была расположена под его мастерской (B) слыш..ш.. топот его старческих ног (C) так как после каждого мазка он отходит погл..деть1 на свой холст.
4. Когда (A) к старости у него стала сохнуть правая рука и он не мог держать ею кисти (B) он сейчас же стал учиться писать левой (C) что(бы) ни на минуту не отрываться от живописи.
5. А когда (A) от старческой слабости он уже не мог держать в руках палитру (B) он повесил ее как камень на шею при особых ремней (C) и работал с этим камнем с утра до ночи.
6. Порою мне казалось что (A) не только старость но смерть он побеждал своей страстью к искусству.
Таким образом, в тексте имеются 6 сложноподчиненных предложений с несколькими придаточными. Вид подчинения - союзное. Различные виды придаточных используются для описания, объяснения, указания условий и целей действий. Главная мысль текста заключается в том, что Илья Репин был выдающимся художником, который неустанно трудился и отдавал все свои силы работе, не гася страсти к искусству даже в старости и болезни.
кое-кого
кое-кому
кое-кого
кое-кем
кое-ком
2.кто-либо
кого-либо
кому -либо
кого-либо
кем-либо
ком-либо
3.что-то
чего-то
чему-то
чего-то
чем-то
чём-то
4.что-нибудь
чего-нибудь
чему-нибудь
что-нибудь
чем-нибудь
чём-нибудь